Самые известные стихи Асеева "Синие гусары". Революционные о декабристах.
«Руку на сердце свою положа,
я тебе скажу: ты не тронь палаша!».
1925 Белогвардейские стихи Марины Цветаевой 1920 года
«Руку на́ сердце положа:
Я не знатная госпожа!».
1920 В стихах Цветаевой лирическая героиня дворянка говорит о себе:
«Каждый встречный, вся площадь, - все! -
Подтвердят, что в дурном родстве
Я с своим родословным древом».
Так, наверное, могли бы говорить о себе многие дворяне революционеры. Хотя дальше "Да, ура! - За царя! - Ура!", но чепец летит выше царских башен и литого венца на челе истукана - к звездам. Эпиграф к стихотворению Цветаевой из "декабристской комедии Грибоедова:
"Кричали женщины ура
И в воздух чепчики бросали…"
Цветаева читала эти стихи на "Вечере поэтесс", организованном Брюсовым. И описала это в очерке "Герой труда".
«Стих, оказавшийся последним, был и моей, в тот час, перед красноармейцами - коммунистами - курсантами - моей, жены белого офицера, последней правдой...
В этом стихе был мой союз с залом, со всеми залами и площадями мира, мое последнее - все розни покрывающее - доверие, взлет всех колпаков - фригийских ли, семейственных ли - поверх всех крепостей и тюрем - я сама - сaмая я».
Самое знаменитое стихотворение Асеева - явно навеяно. Мягко говоря...
В реальности два поэта сойдутся вновь. Асеев будет из тех, кто должен был решить судьбу Цветаевой в Елабуге.
Пастернак верил слуху, что именно Асеев отказал Цветаевой в получении должности судомойки при доме писателей. представители Союза пистели решили, что есть более достойные.
Асеев оправдывался, что он был за трудоустройство Цветаевой посудомойкой, даже отправил по этому поводу записку на собрание, где решался вопрос. Правда, сам не пришел. Плохо себя чувствовал. .
Несколько цитат:
«Асееву, вероятно, было даже лестно принимать у себя Цветаеву, нравилось слушать ее стихи, он расточал ни к чему не обязывающие восторги и комплименты. Это было «светское» знакомство, только подросток-Мур мог принимать за дружбу велеречивость Асеева.»
Виктория Швейцер "Марина Цветаева"
«Асеев очень высоко ценит Марину Ивановну. Они дружески сходятся. Асеев сыплет эпитетами: гениально, грандиозно, потрясающе, какая сила, какой талантище! - и ставит ее имя рядом с Маяковским, но это все в частных беседах, в застолье, в кулуарах. А когда говорят ему, что надо было бы поднять вопрос перед секретариатом о приеме Марины Ивановны в Союз писателей и что кому как не ему, другу Маяковского, ее представить секретариату, то Асеев ускользает от ответа.
- Помилуйте, как я могу представить Цветаеву?! Какое я имею на это право? Она должна нас представлять!»
Мария Белкина "Скрещение судеб"
Но перед самоубийством Цветаева попросила позаботится о сыне именно Асеева.
Из книги Марии Белкиной
«31 августа Елабужский горсовет призвал всех жителей выйти на расчистку посадочной площадки под аэродром. Обещали выдать каждому по буханке хлеба - хлеб был уже в цене. От семейства Броделщиковых пошла хозяйка, Анастасия Ивановна, от Цветаевой - Мур. Должно быть, перед уходом Марина Ивановна накормила его завтраком, она была с утра в фартуке, как и обычно, когда занималась домашними делами.
Потом собрался на рыбалку хозяин. Он сказал Марине Ивановне, что они с внучком пойдут на реку, и ему показалось, она вроде бы даже обрадовалась, что они тоже уходят.
Она осталась одна…
Она торопилась - боялась, вдруг кто вернется.
Второпях написала:
«Мурлыга! Прости меня но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
«Дорогие товарищи!
Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто может, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему и с багажом - сложить и довезти в Чистополь. Надеюсь на распродажу моих вещей.
Я хочу чтобы Мур жил и учился. Со мною он пропадет. Адр. Асеева на конверте.
Не похороните живой! Хорошенько проверьте».
«Дорогой Николай Николаевич!
Дорогие сестры Синяковы!
Умоляю Вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю.
У меня в сумке 150 р. и если постараться распродать все мои вещи
В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы.
Поручаю их Вам, берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает.
А меня простите - не вынесла. МЦ
Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у вас.
Уедете - увезите с собой.
Не бросайте»