Его последний седьмой роман «Нулевой номер» заканчивается словами героя-неудачника: «Майя вернула мне мир. Веру в себя. Лучше сказать, спокойное неверие в мир. Жизнь вполне переносима, если не требовать слишком много. Завтра («завтра» - это словечко Скарлетт О’Хары, я знаю, но цитаты неизбежны, ибо от первого лица разговаривать я не умею), завтра новый день».
Умберто Эко - постмодернист. Постмодернистское неверие в мир, которое возвращает веру в себя, неумение говорить от первого лица, желание самые важные вещи сказать оправдывающей цитатой (это же не я, это же просто «как говорится»), которое чрезвычайно свойственно современному интеллигентному человеку, у Эко показано и отрефлексировано как ни у кого другого.
В «Заметках на полях» первого и лучшего своего романа «Имя розы» Эко пишет, что постмодернизм - это ответ модернизму, который пытался быть новым, отказываясь от прошлого. Постмодернизм же исходит из понимания, что «раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».
Для Эко постмодернистская позиция - это положение человека, влюбленного в очень образованную и умную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно». Почему не может? Потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - это прерогатива дамских романов. Так что остается? Угловатая невозможность объясниться в любви, полумычание, заикание - тоже пошловатое, тоже из дешевых романов. Но выход есть. Он должен сказать: «Как говорится в романах - люблю тебя безумно».
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ