Цви Барэль («Гаарец») Невозможно было выразиться проще и точнее, чем это сделал министр иностранных дел Авигдор Либерман: «Без обмена территориями и населением я не поддержу это (мирный договор с палестинцами)… В случае такого обмена никто не будет депортирован, граница сдвинется к линии, более или менее соответствующей 6-му шоссе».
Либерман предлагает три исторических новшества.
Во-первых, «трансферный пакет». Речь не идет о брутальном сталинском переселении народов. Следует всего лишь передать другой стороне территории с живущими на них гражданами.
Во-вторых, отказ от идеализации «национальной территории», отказ от понятия «святости земли». В-третьих, отказ от блефа под названием «границы безопасности». Вместо этого вводится понятие «этнические границы». Этот самая внятная схема из всех, какие были когда-либо предложены израильскими лидерами. И что не менее важно: Либерман признает необходимость заключения договора. Однако в отличие от Биньямина Нетаниягу, который всячески избегает разговора о точных границах, Либерман демонстрирует карту, на которой фигурирует, как минимум, одна граница - вдоль 6-го шоссе, словно речь идет не об автостраде, а о реке или горном кряже, которые могут служить естественным рубежом.
Граница, утверждает Либерман, весьма гибкий предмет - она не обладает никакой святостью, она не завещана нам Богом. Цель границы весьма утилитарна- определить культурно-конфессионально-этнический «резервуар» граждан, живущих на конкретной территории. Поэтому - лучше иметь небольшой «резервуар» с меньшим количеством мутных осадков, чем огромный - в котором плавают подозрительные предметы. Ведь это заветная мечта любого национального государства - быть государством одной нации.
Единственный недостаток этого плана (но и его со временем можно исправить) заключается в том, что сиюминутная выгода от его реализации весьма незначительна. В конечном итоге Израиль избавится от 300 тысяч арабов, но в стране по-прежнему будут жить около миллиона трехсот тысяч «нелояльных» граждан, бывших и потенциальных «террористов».
К счастью, пути преодоления этого недостатка изначально заложены в схеме Либермана. Поскольку в границах нет ничего святого, кто помешает Израилю прочертить в будущем еще несколько линий на карте, присоединив Назарет, Сахнин, Яфия и другие арабские населенные пункты к Палестинскому государству? Если можно воткнуть еврейский географический клин вглубь Западного берега, чтобы создать «национальный дом» для 400 тысяч израильтян, справедливо было бы позволить и палестинским арабам воткнуть такой же длинный «палец» вглубь израильской территории. И хотя это была бы слишком длинная граница, придающая государству Израиль облик геграфического чудовища на картие Ближнего Востока - но ведь это было бы расово чистое еврейское чудовище.
У проходящей вдоль 6-й автострады «шоссейной границы», которая сменит «зеленую черту», будет также дополнительное политическое преимущество. Известные очаги израильской левой, киббуцы Бахан, Эйн-ха-Шофет, Рамат-ха-Шофет, Далия и Гилад, которые расположены с восточной стороны транс-израильского шоссе, станут частью Палестинского государства. То же самое произойдет и с поселками Кацир и Хариш, в которых живет много ультраортодоксов, столь ненавидимых Либерманом. Так в кнессете станет меньше депутатов не только от арабских партий, но и от ультраортодоксальных. Более того, Израиль избавится от большого числа бедных, которые постоянно портят правительству прекрасную статистику, вынуждают наших руководителей использовать фразу «без арабов и харедим» всякий раз, когда ему необходимо продемонстрировать свои внушительные экономические достижения. Израиль просто «передаст» их палестинцам - точно так, как он передавал им просроченные лекарства и не проданные на израильском рынке автомобили.
Государства, как правило, не получают повторную возможность заново сформировать свою идентичность и разнообразить сложившийся состав населения. Они навсегда остаются с тем, что есть, и вынуждены подстраивать свои законы под существующие реалии, делать более гибким свой образ жизни для того, чтобы считаться нравственными и достойными для жизни людей. Им приходится учитывать факт существования меньшинств, которых они не в силах изменить. Но время от времени на историческую сцену выходит смелый и сильный лидер, который ломает эти правила. В Советском Союзе был такой лидер. Был и в Германии. В древнем Израиле правили цари, которые очищали землю от инородцев. Вот и в нашем поколении появился такой лидер, который относится к гражданам государства, как к товару, которым можно свободно торговать.
Перевод с иврита Гай Франкович на сайте РеЛевантלמקור לחץ כאן