7 октября 40 лет назад израильское правительство рассматривало возможность применения ядерного оружия.
Из
обзора Владимира Лазариса:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3807/davidaidelman.b8/0_39636_328de2a7_M.jpg)
К 40-летию Войны Йом-Киппур, наконец, рассеялся туман вокруг тогдашних планов Израиля воспользоваться своим атомным оружием, что Моше Даян якобы предложил Голде Меир. Сегодня слово «якобы» стало излишним после того, как Ронен Бергман из «Йедиот» и Амир Орен из «Гаарец» опубликовали текст снятого на пленку интервью, которое в прошлом десятилетии американо-израильский исследователь Авнер Коэн взял у Арнона (Сини) Азрияху, помощника и доверенного лица когда-то могущественного министра Исраэля Галили, входившего в узкое руководство Рабочей партии.
Как отмечает Орен, благодаря тому, что это интервью появилось на интернет-сайте вашингтонского института Вильсона, оно избежало пресса и клещей не столько израильской цензуры, сколько спецотдела системы безопасности, никогда не пропускающего в СМИ подобные вещи.
Что же рассказал Азрияху? Дело было 7 октября, на второй день войны, и он ждал в коридоре своего министра, принимавшего участие в совещании, где помимо Голды были министры Даян и Алон, а также начальник Генштаба Элазар. В эту минуту Азрияху с удивлением увидел в коридоре своего старого знакомого, председателя Комиссии по атомной энергии, профессора Шалхевета Фрайера, который на этот раз даже не посмотрел в его сторону.
Совещание затягивалось. Наконец, из кабинета вышел Галили, и попросил военного советника Голды, чтобы тот провел профессора к главе правительства. Только после этого Галили сказал своему помощнику, что они идут обедать. Азрияху был вне себя от любопытства, но Галили сказал, что на пустой желудок говорить не будет. И в самом деле, поев, он откинулся на спинку стула и рассказал помощнику то, свидетелем чего был за час до обеда.
По словам Галили, совещание подходило к концу и, когда ушел начальник Генштаба, Даян подошел к двери, готовясь ее открыть, и как бы вскользь сказал, что забыл о главном.
«Поскольку мы только что услышали от начальника Генштаба, что положение очень плохое, - сказал Даян - и может оказаться, что у нас не будет ни времени, ни возможностей, стоит подготовить атомное оружие. Поэтому, чтобы не терять времени, я заранее пригласил профессора Фрайера. Он ждет в коридоре. Если вы разрешите, - обратился Даян к Голде - чтобы он сделал все необходимые приготовления, мы сможем воспользоваться оружием в течение считанных минут».
«Даян - сказал Галили - дождался, пока уйдет начальник Генштаба, чтобы сделать вид, будто речь идет о не столь важном вопросе».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5001/davidaidelman.f8/0_4a267_8e6f3b1a_M.jpg)
На Даяна с криками набросились Алон и Галили, обвинили его в том, что он - паникер, и что войну нужно вести конвенциональными средствами. Голда заняла их сторону и сказала Даяну: «Забудьте об этом». Эти слова Галили дважды повторил своему помощнику.
Одновременно «Гаарец» взяла интервью у Генри Киссинджера, который сказал, что ни он, ни президент Никсон не имели ни малейшего понятия о том, что израильское руководство взвешивает возможность применения атомного оружия. «Если бы мы это знали, - сказал Киссинджер - то постарались бы этого не допустить».