Постоянные угрозы Израиля нанести удар по Ирану раздражают Обаму в разгар его предвыборной гонки. Последние сигналы из Вашингтона усилили ощущение изоляции Израиля, при этом авторитетные голоса в самом Израиле предостерегают Нетаньяху и Эхуда Барака от односторонних действий. Обама решит, где назначить Ирану последнюю черту, пишут СМИ, упоминая, в частности, "улучшающуюся позицию аятоллы Али Хаменеи".
Руководители Израиля не скрывают тревогу из-за ухудшения отношений с "большим американским братом", пишет в
Le Temps Серж Дюмон. Так, Вашингтон принял решение сократить участие американской армии в совместных учениях с армией Израиля, назначенных на осень. Кроме того, Мартин Демпси, председатель Объединенного комитета начальников штабов американской армии, на прошлой неделе высказался против возможной атаки Израиля на Иран: "Я не буду в этом участвовать".
Обама знает, что рискует восстановить против себя влиятельное произраильское лобби, действующее в Вашингтоне, но еще больше опасается, что его страна в разгар предвыборной кампании будет против воли втянута в конфликт, которого он не желает, приводит издание мнение одного из экспертов.
Если Нетаньяху воздерживается от любой публичной критики администрации Обамы, то его окружение открыто выражает свою позицию, говоря, например, что глава Белого дома ведет себя с Израилем более непримиримо, чем со своими врагами, пишет издание.
Бывший судья Верховного суда, назначенный израильским правительством для расследования недостатков в деятельности израильского правительства в ходе ливанской войны 2006 года, выступил с предупреждением, что односторонний удар по ядерным объектам Ирана может "подвергнуть опасности будущее страны", сообщает
The Independent.
Судья Элияху Виноград в интервью "Армейскому радио" высмеял утверждения министра обороны Израиля Эхуда Барака, что в результате ответных мер в случае удара погибнут не более 500 израильтян. Он предрек "шквал" иранских ударов в ответ на атаку Израиля, сказав: "Все бывшие и будущие главы органов безопасности, служба безопасности Шин-Бет и Моссад говорят: "Не наносите удара". И, тем не менее, Барак и Нетаньяху решат пойти на это? Зачем? Может быть, есть другое решение?"
Die Welt напоминает, что доклад МАГАТЭ, опубликованный в прошедший четверг, подтвердил подозрение об ускорении ядерной программы Ирана, несмотря на жесткие экономические санкции. С момента последнего доклада Тегеран вдвое увеличил количество центрифуг, и 700 из более чем 2000 центрифуг уже готовы к применению.
"МАГАТЭ даже предполагает, что на военном объекте в Парчине могли проводиться испытания, связанные с ядерными боеголовками. После того как агентство, руководствуясь информацией спецслужб, подало заявление на посещение комплекса, в нем внезапно начали сносить здания, оттуда исчезли материалы, а земля была перекопана", - сообщает издание.
Израильтяне особенно озабочены тем, что большая часть объектов, связанных с атомной программой, уже перенесена в бункеры, которые сложно или вообще невозможно разрушить с помощью авианалета.
Последние сигналы из Вашингтона усилили ощущение изоляции Израиля, говорится в статье: тут и объявление о сокращении участия в совместных американо-израильских учениях, и заявление Мартина Демпси, что Израиль может только задержать, но не остановить иранскую ядерную программу, а он сам не хотел бы становиться "соучастником" военного нападения.
В понедельник израильская газета "Едиот ахронот" опубликовала информацию журналиста Симона Шиффера: США якобы передали Ирану через европейских дипломатов, что Вашингтон не присоединится к возможной израильской инициативе и за это ожидает от Ирана ненападения на американские объекты. Однако, по мнению автора статьи, Вашингтон думает о мерах, способных не только предотвратить войну, но и заставить Иран пойти на уступки. "Президент Обама думает о том, где назначить Ирану последнюю черту".
Фарид Закария, обозреватель
The Washington Post, утверждает, что "до сих пор иранская стратегия администрации Обамы работала". Беспрецедентное давление вынудило Тегеран к переговорам, говорится в статье, однако потребуются невероятные дипломатические усилия, чтобы достичь соглашения во время переговоров между Ираном и "группой 5+1".
Сейчас, кажется, можно прийти к разумному компромиссу, пишет автор статьи далее. Вашингтон дал понять, что попросит Иран прекратить обогащение урана до 20%, а Иран показал, что, возможно, готов согласиться на такое ограничение.
Заявления с обеих сторон предполагают, что стороны могут согласовать вопрос с транспортировкой из Ирана части его урановых запасов, отмечает Закария. "Группа 5+1" должна настаивать на том, чтобы Иран предоставил МАГАТЭ свободный доступ к своим ядерным объектам, пока агентство не убедится в том, что военная программа Ирана была закрыта", - полагает автор статьи.
Он также считает, что стоит принять во внимание улучшающуюся позицию по этому вопросу аятоллы Али Хаменеи, в частности, заявившего, что "иранский народ никогда не стремился и не будет стремиться к созданию ядерного оружия? поскольку Исламская республика считает хранение ядерного оружия большим грехом". Так, по мнению автора, иранский духовный лидер подготавливает почву для уступок по атомной программе.
Между тем, если Иран пойдет на уступки, США придется не только их принять, но и ослабить некоторые санкции, говорится в статье, а здесь могут стать препятствием вашингтонские республиканцы, замечает автор.
"Санкции в отношении Ирана портят отношения между соседями по Каспийскому морю", - обращает внимание испанская
El Pais. Например, Азербайджан стал заложником Вашингтона и Тегерана, утверждает корреспондент Пилар Бонет. Азербайджан вынужден как-то примирять два обстоятельства - соседство с Ираном и экспорт своей нефти при участии крупных американских компаний. Сегодня азербайджанские политики и аналитики гадают: отвечает ли национальным интересам их страны стратегия Вашингтона?
На фоне колоссального социального расслоения Баку опасается, что Тегеран сыграет на факторе исламизма, особенно в социальных слоях Азербайджана, которые остались "на обочине" нефтяного бума. Тегеран также поддерживает Армению в конфликте за Нагорный Карабах.
В Баку заявляют, что Иран подвергает дискриминации национальное меньшинство - иранских азербайджанцев; речь идет о 20-30 млн человек. В воздухе носится идея воссоединения Азербайджана с так называемыми "южными азербайджанцами". "В данный момент США не оспаривают границы Ирана, но идея "воссоединения азербайджанцев" может стать орудием против Тегерана", - комментирует автор, указывая, что "разыграть карту воссоединения" непросто.
Что до конфронтации между Западом и Ираном, то азербайджанская оппозиция напоминает: Гейдар Алиев, отец нынешнего президента, "старался улучшить отношения с Ираном, но в критические моменты всегда принимал сторону стратегических союзников" - Запада.
Иран - Израиль - США: перейдут ли дипломатические танцы в военную плоскость?