В продолжение вчерашнего поста о вреде коррупции (о ее пользе).
Оказалось,
что замена паспорта о которой я давеча писал и
даже замена водительских прав это не самые страшные испытания армянской бюрократией. Гораздо страшнее снятие с учета автотранспортного средства.
Так получилось, что машина моя оформлена на имя родственницы, которая ее оформляла для меня при покупке в США. Поскольку так или иначе когда-нибудь машину надо продавать (а продаю я их часто, раз в три года минимум), то решил не переоформлять на свое имя - напрасная трата времени и денег. Но, тут надо продавать, срок доверенности проходит, а родственница вот вот уедет домой в США. Попросил ее переоформить сразу на того кому продаю.
Итак, пришли они в районное отделение ГАИ в 9:30. Отстояли пару часов в очереди, попали к начальнику, у которого написали заявление. Причем, почти каждый второй посетитель не мог толком заполнить заявление, кто просто пишет плохо, кто латинских букв не знает чтобы VIN код вписать, а кто вроде и писать умеет, но уж больно заумный бланк, не все с ходу поймешь. Написали, начальник его завизировал, начертав поручение инспектору. К инспектору тоже очередь и не меньше чем к начальнику. Отстояли, составили договор купли-продажи (на одной странице), завизировал, направили к оператору, но не успели, в 13:00 у них перерыв до 15:00 - выключили свет и попросили всех выйти. После перерыва отстояли очередь у оператора, потом запись в регистратуре выдачи номеров, потом опять к инспектору, в промежутке пару раз мотались в банк оплачивать гос пошлины. К 18:00, когда уже переодетые в штатское ГАИшники стали постепенно покидать отделение эта операция под названием "снятие автотранспортного средства с гос учета" завершилась.
А раньше, до борьбы с коррупцией, это было не так. Была на улице будка где за 500 (позже за 1000др.) натренированные спецы заполняли бланк заявления. Потом, сразу справа, ну уже в коридоре, была будка - комиссионный магазин. Там сидел мужик и за 5р. в советское время, за 10 тыс драм уже в нынешнее, устраивал весь процесс примерно за 1.5 - 2 часа, причем можно было оставить у него документы, он проходил с ними по инспекторским кабинетам, получал визы и печати и ты приходил только подписать их. За отдельную скромную плату можно было его попросить также оформить номера в регистратуре и даже получить их. Всего этого уже нет, упразднили в процессе борьбы с коррупцией и настала полная ... бюрократия.
В чем, собственно, мораль. В том, что в системе заточенной под коррупцию невозможно с ней бороться, получается только хуже. Такую систему надо ломать и создавать новую, такую где коррупция невозможна. Если пытаться тупо запретить брать деньги, то система будет не просто сопротивляться, но вообще перестанет работать нормально, потому что не предусмотрена для работы, а предусмотрена для выкачивания денег.