Коль уж весь июнь у меня прошёл в объятиях РЖД и авиаперевозчиков, то прежде всех впечатлений - впечатления дорожно-бытовые.
Социообразующая и экономикообразующая составляющая воздушно-наземных транспортных артерий страны и мира вне всяких сомнений. Все эти ИКТ фигли-мигли хороши, но айтишники собираются в одном помещении не реже, чем политики или геологи. Не могут господа информационщики обойтись теми средствами связи, которые рекомендуют другим как альтернативу очному общению. Да и нет никакой альтернативы - баловство одно и способ переориентировать денежные потоки. Но удивляет не это, а то, что не вижу никакого развития самих путей сообщения хоть наземных, хоть воздушных. И даже наоборот - что ни новшество, то глупость.
Глупость №1 - платные туалеты на вокзалах. Вот достаточно внятная ссылочка
http://sutyajnik.ru/rus/library/interview/2005/dialog.htm . Действительно, в течение часа до поездки и в течение часа после. Но, вследствие отсутствия прямых билетов на Петербург, в кассах ленинградского вокзала я в начале первого ночи купил билет на проходящий поезд, отбывающий с курского вокзала в 3 ч. 25 мин.
Ленинградский вокзал билеты с курского продаёт, но туалеты Ленинградского вокзала пассажиров Курского вокзала бесплатно не обслуживают. Езжайте дорогой клиент на свой вокзал и терпите там до положенного (за час до отбытия поезда) времени. Или платите денюжку (не ахти какая сумма 15 рублей, но всё таки).
Глупость № 2 - отмена древнейшего железнодорожного правила: «На отходящий поезд - в любой вагон».
Декаденс и деградация железных дорог, как и в любой другой области человеческого бытия, начинается там, где больное и ущербное приходит на смену здравому и целесообразному. Было время, когда инструкции действительно писались кровью и опытом. Сегодня инструкции пишутся параноидальной мочой, которая бъёт в мозги тех, кто эти инструкции подписывает.
И не сосчитать сколько раз я вот так с разбега заскакивал в ближайший вагон отходящего поезда и чаще всего проводники помогали на ходу загружать нехитрый скарб и ещё затягивали самое дорогое, что есть на железной дороге - пассажира. Бывало даже и так, что чемодан забрасывался в один вагон, а сам заскакивал в следующий.
А в этот раз проводница поезда, отъезжающего с воронежского вокзала, грудью закрыла вверенный ей тамбур с утверждением, что только в свой вагон и только по паспорту. Пришлось брать штурмом. Не люблю толкать людей. Особенно молодых женщин. Но если поезд уже тронулся. Если женщина хорошо осознаёт, что толкать человека наружу просто опасно для жизни последнего и всё равно толкает. Если главной целью своего существования эта женщина видит чинение мне препятствий в пользовании жизненно важным для меня правом на поездку (это при наличии билета), то уж извиняйте. Уверен, что никогда проводник старой закалки (независимо от пола) не позволил бы себе такого беспредела.
А всё потому, что где-то там в РЖД забыли, что главное назначение железной дороги - довезти пассажира до места назначения в целости и сохранности. Теперь у них главная задача - обеспечить полноту и достоверность баз данных о населении страны (и на то есть специальный федеральный закон «О транспортной безопасности»). Чтобы ни один человек не мог покинуть населённый пункт без ведома государства. Всё остальное - побочная деятельность. Если для того, чтобы следить за людьми приходится их перевозить, то перевозят, но без особого рвения и энтузиазма.
Оттого и становятся сюрреалистичным издевательством роскошные люстры и позолота невентилируемого зала ожидания курского вокзала (с наглухо задраенными в июне (!) окнами и дверями) в сочетании со смердящими ароматами. С маленьким единственным телевизором на огромный зал ожидания и невероятно усиленным звуком этого телевизора. Чтоб звук гремел на весь зал, а телевизор можно было смотреть только на расстоянии нескольких метров от него. С ментами, не позволяющими пассажирам уснуть в зале ожидания. С неудобными стульями и т.д. И это притом, что зал ожидания - как туалеты, т.е. либо по билету, либо за деньги.
Глупость №3 - чтобы сдать билет нужен паспорт, чтобы купить паспорт не нужен, но нужны паспортные данные. Мафия . Вот потррясающий материал о том, как это было раньше
http://caddymc.livejournal.com/18740.html Теперь это происходит чуть по-другому. 27 июня Ленинградский вокзал. Билетов на Питер нет. Нет категорически, кроме каких-то двух супербилетов на поезд 22:30 по 24 000 рублей за билет (хотел бы я посмотреть на того, кто ездит на ж/д за такие деньги). Рядом с кассами висит табло с указанием поездов и наличием мест. Прозрачность, блин такая, что зубы сводит. Очередь в каждую кассу на час-полтора. Судя по табло билетов нет, но между кассами снуют люди тихонечко, как бы в пространство, наговаривая «Билеты в Питер, билеты на сегодня».
Кассиры устало каждому объясняют, что брони не снимаются, т.к. вся бронь теперь выведена из ведома РЖД. Но спекулянты уверенно предлагают и продают билеты. Перед самым отправлением каждого поезда спекулянты подходят к кассам, где оформляется возврат билетов. Подходят без очереди. Как только поезд отъезжает, на том самом табло, где про наличие мест высвечивается по паре десятков билетов. Получается так, что буквально через пару минут после отправления поезда билеты появляются.
Был парень, который также, как и я купил билет с Курского вогзала на 3:25, а затем не выдержал и купил посредством спекулянтов другой билет на более ранний поезд с Ленинградского и тут же побежал на поезд. Фактически он уехал с двумя билетами. Очевидно, что сдать лишний билет сам он уже не успевал, но и никому другому отдать билет тоже не мог, т.к. чтобы сдать билет нужно лично с паспортом подойти к кассе на возврат (где очередь не меньше, чем в другие кассы).
Как я понимаю, система устроена так, что спекулировать может только тот, кто имеет непосредственные связи с кассирами. Такой человек может не только покупать билеты имея паспортные данные потенциального пассажира, но и сдавать билеты без паспорта (а зачем нужен паспорт, когда все свои, а паспортные данные прямо в билете и указаны). Независимых, т.е. свободных спекулянтов просто нет - остались только коррумпированные. А также всякого рода фирмы, которые за дополнительную плату «бронируют» билеты, т.е. спекулируют, но платят налоги.
Про глупости авиаперевозчиков напишу как нить в другой раз. Скажу только, что Домодедово - действительно лучший аэропорт Москвы.