Что имеем:

May 20, 2008 05:40

Классно-урочная система безнадёжно устарела, но вместо того, чтобы думать о том, как её заменить на что-то более премлемое для массового образования, развиваются отдельные элитарные (локальные) системочки образования другого типа. Тасзать для избранных.

Вместе с этим классноурочная наращивает мышечную массу и уменьшает до полного отрыва от здравого смысла интеллектуальный потенциал. Она трасформируется из действенного образовательного механизма в некое подобие лжеобразовательной воспитательной системы для широких масс. Значение и смысл образовательной системы меняется.

Так же, в своё время, прописка использовалась московскими властями не в целях управления политико-экономическими отношениями (для чего она и создавалась), а в целях наращивания городского бюджета, разжигания неприязни к приезжим, обеспечения их бесправия и канализации беспредела сотрудников милиции.
Теперь ржавеющий микроскоп классноурочной системы будет использоваться не для общественного развития, а для заколачивания политтехнологических гвоздей в головы детишек.

В стране, где острейшая нехватка трудовых ресурсов, а убыль трудоспособного населения полтора десятилетия зашкаливает за все мыслимые пределы, вводится двенадцатилетка. Причём двенадцатилетка необязательная. Это каким идиотом циником надо быть, чтобы не замечать того, что при таком низком уровне социального обеспечения и такой высокой степени востребованности неквалифицированных рабочих рук, детишек будет просто выталкивать на рынок труда. Не будут они доучиваться. Массово. Но за тот период, пока они будут учиться, из них сделают патентованных опробированных «граждан».

Классноурочную систему можно приспособить к чему угодно. Просто потому, что технологии использования этой системы отлаживались веками. А главная особенность классноурочной системы в том, что ученику деться практически некуда. Изо дня в день, из года в год он вынужден сидеть и усваивать то, чем эта поливальная машина удобряет его мозги.

Появилась потребность изменить некоторые сексуально-этические традиции и побороть гомофобию - пожалуйста. Вводится секспросвет и вперёд.

Какое это имеет отношение к образованию? Да никакого.

Возникла у государства нужда преодолеть нарастающее сопротивление некоторой части православных граждан, выступающих против идентификационных документов, биометрии и вживления чипов. Нивапрос.
Вводятся основы православной культуры одновременно с установкой в школе турникетов и выдачей «ученических карт» и буквально через пять-десять лет государство получает «правильных» православных, которые знают что такое «настоящее» православие. Ведь батюшка же приходил. И через турникеты проходил. И сам с такой же карточкой. А кто пробу на батюшку ставил, то детям не ведомо. Ведь священник от священника отличается иной раз куда больше, чем врач от врача.

Какое это имеет отношение к образованию? А к православию?

Или вот довелось мне держать в руках учебник (!). Школьный (!). Рекомендованный перерекомендованный тем, кем надо - и федеральными, и региональными чинушами от образования. В аннотации - «данный учебник является первой (!) попыткой научного обоснования …». Ешкин кот, если это первая попытка что-то там научно обосновать, то почему не в виде диссертации? Для чего школьникам первая попытка? Молчу, молчу и про научную значимость, и про бюджетные средства, и даже про выкинутое в никуда драгоценное учебное время. Молчу не из страха, а потому, что не хочу без нужды отходить далеко от темы.

И прошу не воспринимать это как критику классноурочной системы. Сама система здесь не причём. Просто в рамках классноурочной системы хорошо отработаны методики мотивации учеников чему угодно. Иными словами, классноурочная система позволяет обеспечить нужную степень интересности практически чему угодно. Даже тому, что совершенно никому неинтересно и абсолютно ненужно. И это очевидный плюс системы.

Здесь я хотел показать как используются достоинства классноурочной системы (про недостатки я писал ранее). И плюсы оборачиваются минусами. Что происходит с мозгами ученика, если он начинает православие и биологию воспринимать как равнозначные предметы (кому-то интересно одно, другому другое, но и то, и другое есть школьный предмет)? Каким будет видение мира у будущего избирателя и носителя верховной власти, если сегодня у него в расписании секспросвет, а завтра основы православной культуры? Ведь необходимость повышения уровня «правильной духовности» никак не отменяет задачу борьбы с гомофобией.

И ежегодное бравое президентское - «…непрерывно наращивается образовательный потенциал», «в этом году на образовательные цели выделено на надцать процентов больше средств..» и т.д. и т.п. и, как водится, решения очередного съезда очередной партии в ж.

И уже как-то не стоят вопросы типа, какая часть этих средств была направлена на, не имеющую прямого (если не сказать никакого) отношения к образованию, интернетизацию сёл и деревень. Ведь формально проводят интернет в сельские школы на средства образовательного бюджета, а реально интернетизируются (вместе со школами) почты и сельсоветы.

И уже никто не задаётся вопросом, какая часть этих бюджетных средств потрачена на растягивание на двенадцать лет программ, которые раньше укладывались в десятилетку. А в рамках альтернативных (элитных) образовательных технологий тот же объём легко и с лучшим качеством преподаётся за семь или восемь лет.

Про то, сколько нам всем стоит преподавание всякого рода культурно-толерантно-патриотических предметов я вообще молчу.

И про ЕГ здесь не буду. Тому, кто знаком с темой ясно, к чему приводит ЕГ на выхлопе такого искусственно растянутого и полуобязательного учебного процесса.

Я лишь утверждаю, что, так называемые, элитные образовательные технологии могут быть и дешёвыми, и массовыми, и государственными практически без ухудшения качества. И чем массовее, тем дешевле. И тут же добавляю, что эти информационно-образовательные технологии ни в коем случае нельзя прямо сейчас внедрять на уровне государства. Надо выводить их из-под элитно-гламурных колпаков на уровень государственного нет не контроля, а изучения не с административными лупами, а под научным микроскопом.

Есть методика - должна быть как минимум диссертация. Хотя бы как у врачей.Нет диссертации, значит преподавайте по тем методикам, по которым есть опубликованные научные труды.

И финансироваться эта научная работа должна за счёт тех самых частных школ. Пусть формализуют хотя бы то, что они делают. Надоело уже через раз обнаруживать, что у нас есть альтернативная наука, альтернативная педагогика, альтернативные производственные технологии, которые никому не ведомым способом производят то, что работает не пойми по каким принципам и не где нибудь, а в автомобилях (т.е. источниках повышенной опасности).

А контроля над частными школами хватает и без того. Препонов множество. Но на то они и элитные, чтобы находить способы обойти любые препоны. Те, кто не могут обойти - те не элитные. Такая вот проверка на вшивость. Способ обеспечить ограниченность доступа и элитарность. Способ сконцентрировать в рамках немногих эффективных школ максимум владеющих «элитарными» педагогическими практиками педагогов. Не прибыльность. Не взятки-откаты. А именно концентрацию педагогической мысли.

Так получается, что элитарность в этой сфере пока ещё обеспечивается коррупционностью системы образования. Эти школы практически не конкурируют ни между собой, ни с государством. Но буквально через пять-десять лет коррупционный механизм будет уже не нужен. Потому, что важнее будет не то, о чём думает специалист, а то как именно он думает. И вот тогда мы обнаружим, что выпускник государственной массовой школы, окончивший ВУЗ вроде бы и знает кое-что, но применяет свои знания на порядок хуже, чем выпускник элитной школы без всякого высшего образования. Потому, что второй умеет быстро и безошибочно восполнить пробелы в образовании по всему спектру требуемой ему информации. Меня то и беспокоит, что контроля много, а изучения ноль.

Святой Августин считался очень образованным человеком потому, что умел читать не шевеля губами (т.е. про себя) . Тогда одной только грамотности было достаточно, чтобы при наличии хорошей библиотеки и интеллекта получить ответы практически по всему спектру накопленных знаний. Двадцать лет назад одной грамотности уже было недостаточно - нужно было иметь хорошо формализованное (по отраслям и принципам) академическое образование и навыки применения этого образования в конкретной области. Завтра этого будет уже мало.

Чем там все эти дети богатых родителей занимаются? Чему учатся? Почему в рамках тех же элитных школ и всякого рода гимназий, практикующих классно-урочный метод, включённость родителей в образовательный процесс зашкаливает все мыслимые границы. Казалось бы, та же классноурочная система, те же предметы, но если раньше советская школа могла давать качественное образование почти независимо от участия родителей, то сегодня на уровне методического обеспечения элитные учебные заведения интегрируют в учебный процесс всю семью. Дети, чьи родители не уделяют достаточного внимания учебному процессу просто отторгаются, независимо от того сколько готовы платить их родители. Почему такие дети не могут учиться в этих учебных заведениях? Каково методическое обеспечение в этих школах? Что в них есть такого, чего нет в государственных и почему большая часть предметов, преподаваемых в государственных школах за счёт налогоплательщиков, не преподаётся в элитных школах?

Опять про семью не получилось… Ну никак не подберусь :)
Previous post Next post
Up