О свободе информации и религиозно-нравственных сомнениях.

Nov 16, 2012 03:18

Редкий для моего журнала случай. Ниже пойдут сугубо религиозно-нравственные рассуждения. Так, что все, кого это не касается, могут благополучно списать этот текст на шуршание моих личных внутричерепных тараканов и идти командовать своими тараканами. Терминология соответствующая, хоть я и не силён в теософии, а значит, весь в сомнениях не только ( Read more... )

Leave a comment

ext_948018 November 16 2012, 05:47:36 UTC
придирки: 1. по твоей логике, незанятый туалет не является свободным туалетом, но, видимо, является туалетом диким.
2. и жывотныи таки имеют волю и способны ее утверждать, да. Не думаю, что юридические трактовки могут отменять факты из природы.
3. опять бедным шведам досталось ни за что.
Ну если без шуток, очень сильно написано.

Reply

vitus_wagner November 16 2012, 06:59:18 UTC
По поводу животных очень хорошо сказал Розов в "Созвездии эректуса".
Там есть момент когда полинезиец Рау Риано почти в таких же выражениях начинает спорить с каким-то англосаксонским (то ли американским, то-ли австралийским) журналистом. Но Риано всё же доктор этнографии.
Поэтому уже на вторую реплику журналиста:
"Не могу согласиться с тем, что у животных есть душа"
он реагирует: "Ах да, конечно. У нас же разные религии. И вести об этом спор бессмыслено"
Антропный шовинизм для христиан очень характерен. Это просто у них табу такое.

Reply

dikem November 16 2012, 08:24:15 UTC
Не табу все же, а следствие из монотеистического догмата веры. Табу не требует обоснования, так как санкция за нарушение прямая. А отсутствие души у животных и женщин всегда было предметом логических выводов из аксиоматики.

Reply

vitus_wagner November 16 2012, 08:32:44 UTC
Ну это уже релгиоведческие тонкости. У буддистов тоже не политеизм, а тем не менее наличие душ у животных они признают. Причем у них душа животного принципиально равна человеческой, и в следующем вополощении может попасть в человеческое тело.

В общем антропный шовинизм христиан - это такой небольшой недостаток, извинительный, до тех пор пока они не начинают на основании этих представлений морить женщин мучительной смертью.

Reply

ext_948018 November 16 2012, 08:51:42 UTC
>антропный шовинизм христиан - это такой небольшой недостаток, извинительный
ну да, кушаем сардельку и шестую заповедь не нарушаем.

Reply

david_gor November 16 2012, 09:37:49 UTC
Христиане тоже признают наличие души у животных.
Не признаётся наличие воли.

Отсюда и невозможность спасения души животных.С точки зрения христиан, у животных душа смертна. Их не ожидает Страшный Суд, а значит и не может быть спасения.

Поскольку у них нет воли, они не будут отвечать за свои решения и действия после земной смерти.

В этом отношении христианам в современном обществе жить легче, т.к. вся юридическая теория выведена из христианских представлений о мире.

Reply

vitus_wagner November 16 2012, 10:11:39 UTC
Да, разницу между "душой" и "нетварным духом" у вас со стороны понять сложно. Но вот свобода воли вроде вполне объективная характеристика, поддающаяся экспериментальному наблюдению. Но я не могу себе представить как можно определить свободу воли так, чтобы любой, наугад взятый, человек ей обладал, а кот - нет.

А что, разве в римском праве можно было привлечь к ответственности козла или петуха?
(Нет, версию про происхождение слова "галиматья" от "Gallus Mattew" я знаю. Но это вроде уже средневековье, когда как раз влияние христианских представлений о мире на юриспруденцию было максимальным).

Reply

finagl November 16 2012, 10:38:08 UTC
Я от христианства тоже сильно в стороне, но рискну предположить, что тут дело не в определении, а в методологии. Вы применяете естественно-научную - берем определение (да еще и обладающее свойством фальсифицируемости, надо полагать?), проводим эксперимент, выясняем его истинность или ложность. В религиозных же мировоззрениях есть утверждения, которые принимаются истинными, грубо говоря, потому что так сказал Бог. И уже наблюдаемые в реальности явления (включая результаты экспериментов) интерпретируются исходя из истинности этих утверждений.

Reply

david_gor November 16 2012, 10:43:33 UTC
Всё достаточно просто и предельно логично.

Животные не имеют убеждений, а соответственно и не могут менять эти убеждения. Кот может быть очень умным и сообразительным, но моральной оценки своим действиям он давать не может. В этом и состоит отсутствие воли - он не может признать или не признать действия другого кота (или свои действия) достойными или не достойными.

Reply

vitus_wagner November 16 2012, 10:47:08 UTC
Это как это не может? Еще как может.Хотя, конечно подобные концепты стоит рассматривать на примере более стайных животных, чем кошки - павианов или волков.

Кстати, когда Киплингу понадобилось описать животных с четкими моральными устоями он взял именно волчью стаю.

Представить себе животное, которое будет изнано из стаи или лишено статуса в ней в качестве наказания за недостойное поведение - очень легко.

Reply

david_gor November 16 2012, 10:55:04 UTC
Мне надо уходить. А ещё важнее, то, что надо подумать.
Я всячески удерживаюсь от увода разговора в правовое измерение, т.к. это было бы техничным соскакиванием с темы (право у нас форматировано под христианское мировоззрение). А другие аргументы сходу в голову не приходят.

Попробую ответить вечером.

Reply

david_gor November 21 2012, 09:50:11 UTC
Ковыряние в своей голове не приносит мне твёрдых аргументов в этом споре. Всё время опрокидываюсь на правовую платформу, которая вся построена на допущениях ( ... )

Reply

vitus_wagner November 21 2012, 10:01:59 UTC
Ну то есть никаких аргументов, кроме правовых и религиозных у нас нет. ЧТД.

Вообще-то "морально правовой экзоскелет" построен нифига не на авраамических религиях, а на греческой философии и римском праве.

Евангелисты были людьми эллинистической культуры и жителями, а то и гражданами Римской Империи. Поэтому в Новом Завете использовались все достижения античной культуры, которые его авторы сочли достойными включения.

Поэтому современное христианство содержит некоторые из тех принципов, которые лежат в основе средиземноморско-европейской культуры. Не потому, что эти принципы выросли из христианства, а потому что и эта культура, и христианство выросли из античности.

Reply

ext_948018 November 16 2012, 08:44:04 UTC
Христиане разные. Если не ошибаюсь, у Августина речь где-то о "плотской душе" животных в отличие от "бессмертной души".
Но тут даже не о душе, а о воле.
Подозреваю, что утверждение Давида порождено не столько Писанием, сколько лекциями Мамардашвили и учебниками по юриспруденции...

Reply

david_gor November 16 2012, 09:40:07 UTC
Одно из другого следует.
Нет воли - нет ответственности -нет суда - нет безсмертия.

Душа животных смертна, бо с них не спросится за их решения и действия.

Reply

ext_948018 November 16 2012, 10:20:53 UTC
Прелестно. Отрицать очевидное - т.е. волю у животных - исходя из недоказуемого постулата избирательного бессмертия.
Вместо того, чтобы, ну, например, предположить, что воля не обязательно означает греховность.
Пожалуй, Витус прав был... Видимо, я какой-то совсем плохой христианин. Но мне, простому колхознику, дико видеть такие идеи всерьез у человека с высшим истествинаноучным оброзаванием.
(А вот за упоминание Швеции тебе спасибо. Цельный день, вместо чтобы работать, ковыряюсь в вопросе. Удивительным образом, подтверждена твоя частная правота на поверхности и моя глубокая правота в глубине).

Reply


Leave a comment

Up