Редкий для моего журнала случай. Ниже пойдут сугубо религиозно-нравственные рассуждения. Так, что все, кого это не касается, могут благополучно списать этот текст на шуршание моих личных внутричерепных тараканов и идти командовать своими тараканами. Терминология соответствующая, хоть я и не силён в теософии, а значит, весь в сомнениях не только
(
Read more... )
2. и жывотныи таки имеют волю и способны ее утверждать, да. Не думаю, что юридические трактовки могут отменять факты из природы.
3. опять бедным шведам досталось ни за что.
Ну если без шуток, очень сильно написано.
Reply
Там есть момент когда полинезиец Рау Риано почти в таких же выражениях начинает спорить с каким-то англосаксонским (то ли американским, то-ли австралийским) журналистом. Но Риано всё же доктор этнографии.
Поэтому уже на вторую реплику журналиста:
"Не могу согласиться с тем, что у животных есть душа"
он реагирует: "Ах да, конечно. У нас же разные религии. И вести об этом спор бессмыслено"
Антропный шовинизм для христиан очень характерен. Это просто у них табу такое.
Reply
Reply
В общем антропный шовинизм христиан - это такой небольшой недостаток, извинительный, до тех пор пока они не начинают на основании этих представлений морить женщин мучительной смертью.
Reply
ну да, кушаем сардельку и шестую заповедь не нарушаем.
Reply
Не признаётся наличие воли.
Отсюда и невозможность спасения души животных.С точки зрения христиан, у животных душа смертна. Их не ожидает Страшный Суд, а значит и не может быть спасения.
Поскольку у них нет воли, они не будут отвечать за свои решения и действия после земной смерти.
В этом отношении христианам в современном обществе жить легче, т.к. вся юридическая теория выведена из христианских представлений о мире.
Reply
А что, разве в римском праве можно было привлечь к ответственности козла или петуха?
(Нет, версию про происхождение слова "галиматья" от "Gallus Mattew" я знаю. Но это вроде уже средневековье, когда как раз влияние христианских представлений о мире на юриспруденцию было максимальным).
Reply
Reply
Животные не имеют убеждений, а соответственно и не могут менять эти убеждения. Кот может быть очень умным и сообразительным, но моральной оценки своим действиям он давать не может. В этом и состоит отсутствие воли - он не может признать или не признать действия другого кота (или свои действия) достойными или не достойными.
Reply
Кстати, когда Киплингу понадобилось описать животных с четкими моральными устоями он взял именно волчью стаю.
Представить себе животное, которое будет изнано из стаи или лишено статуса в ней в качестве наказания за недостойное поведение - очень легко.
Reply
Я всячески удерживаюсь от увода разговора в правовое измерение, т.к. это было бы техничным соскакиванием с темы (право у нас форматировано под христианское мировоззрение). А другие аргументы сходу в голову не приходят.
Попробую ответить вечером.
Reply
Reply
Вообще-то "морально правовой экзоскелет" построен нифига не на авраамических религиях, а на греческой философии и римском праве.
Евангелисты были людьми эллинистической культуры и жителями, а то и гражданами Римской Империи. Поэтому в Новом Завете использовались все достижения античной культуры, которые его авторы сочли достойными включения.
Поэтому современное христианство содержит некоторые из тех принципов, которые лежат в основе средиземноморско-европейской культуры. Не потому, что эти принципы выросли из христианства, а потому что и эта культура, и христианство выросли из античности.
Reply
Но тут даже не о душе, а о воле.
Подозреваю, что утверждение Давида порождено не столько Писанием, сколько лекциями Мамардашвили и учебниками по юриспруденции...
Reply
Нет воли - нет ответственности -нет суда - нет безсмертия.
Душа животных смертна, бо с них не спросится за их решения и действия.
Reply
Вместо того, чтобы, ну, например, предположить, что воля не обязательно означает греховность.
Пожалуй, Витус прав был... Видимо, я какой-то совсем плохой христианин. Но мне, простому колхознику, дико видеть такие идеи всерьез у человека с высшим истествинаноучным оброзаванием.
(А вот за упоминание Швеции тебе спасибо. Цельный день, вместо чтобы работать, ковыряюсь в вопросе. Удивительным образом, подтверждена твоя частная правота на поверхности и моя глубокая правота в глубине).
Reply
Leave a comment