Идентификация (текст Константина Гордеева)

Jun 10, 2006 13:40

В качестве целей создания Государственного регистра населения РФ законопроект «О персональных данных» называет (а) «обеспечение непротиворечивости содержащихся в информационных системах персональных данных», и (б) хранение «идентификаторы персональных данных всех физических лиц, постоянно или временно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации» (ст. 24 з/п, представленного к первому чтению). В свою очередь в ст. 23, специально посвященной этим пресловутым идентификаторам, о них заявляется лишь, что они являются «уникальными и постоянными для каждого лица», формируются в соответствии с законодательством и применяются согласно «нормативным правовым актам Российской Федерации, и при соблюдении требований к обеспечению конфиденциальности персональных данных». Немногое добавляет к сказанному и редакция з/п, представленная ко второму чтению: «идентификатор персональных данных - формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации буквенно-символьная последовательность, используемая оператором в случаях, предусмотренных федеральным законом, для обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных» (ст. 3 п. 15).
Однако никакого секрета на самом деле в персональных идентификаторах нет. Еще 15 лет назад в Исследовании Комитета экспертов Совета Европы по вопросам защиты данных в границах полномочий Европейского Комитета правового сотрудничества «Введение и использование личных идентификационных номеров: вопрос защиты данных» (http://www.khpg.org/publication/svoboda/buf3_4/005.html) четко перечислена совокупность целей введения идентификационных номеров и социальные издержки, сопутствующие их реализации.
Согласно исследованию, всеобщая компьютеризация учетных процессов и инвентаризация всего и вся ведут к тому, что:
- введение личного идентификационного номера (ЛИН) является гарантией избежания осложнений при совпадении имен лиц;
- ЛИН может обеспечить органы власти правдивой и надежной информацией, которая заносится в административный реестр, картотеки или базы данных;
- ЛИН позволяет контролировать и проверять информацию, которая подается лицом в орган власти с целью установления оснований для пользования определенными правами, преимуществами и льготами (социальное обеспечение, гранты, компенсации и т.д. ), или с целью их отстранения от определенных взысканий или других наказаний (налоги, общественные обязательства и т.д. );
- ЛИН, превращенный в универсальный идентификатор значительно упрощает процесс редактирования и сверки информации, который при автоматизированной обработке проводится в реальном времени
- ЛИН, как средство доступа к персональной информации, является явной преградой на пути несанкционированных системой действий со стороны личности.
Однако несмотря на столь «замечательные» качества личных идентификационных номеров, они всегда встречали критику со стороны правозащитных и даже государственных контролирующих организаций, поскольку явным образом составляли угрозу правам и сводом личности. Самым впечатляющим среди выступлений противников ЛИН является решение Конституционного Суда Германии о том, что введение универсальных личных идентификационных номеров может создать угрозу для человеческого достоинства, открывая пути для контроля за обществом через возрастающие возможности обмена информацией между базами данных при сборе и обработке персональных данных. Таким образом, создается опасность, что значимость людей будет сведена к «номерам». Продолжая эту мысль, можно заключить, что государство создает для себя возможность перестать относиться к своим гражданам, как к человеческим личностям, заслуживающим уважения, и имеет тенденцию постепенно развиться в оруэлловское, построенное на тотальном контроле с широкими возможностями постоянного наблюдения за каждым из членов общества.
Все негативные последствия введения личных идентификационных номеров, отмеченные правозащитниками, можно свести к следующему перечню:
- существуют опасения по поводу неконтролируемого использования ЛИН;
- использование ЛИН создает угрозу для конфиденциальности частной информации;
- личные идентификационные номера (в особенности единый многоцелевой идентификатор) вместе с автоматизированной обработкой данных (в особенности в реальном времени) являются средством усиления органов власти;
- накопление информации путем информационного обмена между базами данных (БД) через использование единых идентификаторов выключает субъекта этих данных из информационного круга, т.к. разрешает властным структурам собирать персональную информацию, используя ту, которая накоплена в БД, созданных с иными целями другими административными органами;
- тотальное, не ограниченное чисто административными функциями, использование ЛИН (в особенности универсального ЛИН) ставит вопросы, связанные с индивидуальными свободами и контролем, поскольку номер наносит ущерб анонимности граждан - он может быть присвоен лицу на все жизнь, упрощая властным структурам определения места нахождение, путей передвижения лица и т.д. , сбор информации из разных баз персональных данных без ведома лица, принятие решений относительно этого лица на основании полученной информации (причем, все это реализуемо как на индивидуальном, так и на групповом уровнях);
- ЛИН может содержать внутри себя закодированную информацию, открытую должностным лицам, которым она предоставлена, и скрытую от непосвященных в нее «субъектов учета»;
- ЛИН открывает доступ к информации сугубо конфиденциального свойства;
- ЛИН и информация, с ними ассоциированная, могут в течение жизни человека кардинально изменяться при том, что не существует механизмов гарантированного уничтожения прежних сведений;
- существует опасность персонификации посредством ЛИН декларативно обезличенной информации конфиденциального свойства;
- существует опасность шантажа, посредством установления зависимости от предъявления ЛИН возможности совершения неких социальных действий;
- существует возможность (которая как раз великолепно реализуется посредством введения регистра населения РФ и соответствующей ему совокупности идентификаторов персональных данных) того, что ЛИН приобретет свойства универсального и неограниченного во времени и пространстве маркера социального статуса.
В качестве дополнения к последнему случаю необходимо отметить, что такой маркер обладает всеми свойствами системного имени (социальная универсальность, уникальность, ключ для достоверного распознавания в системе ее субъекта и связанных с ним признаков). А потому ЛИН вступает также и в неразрешимый конфликт с религиозными правами и свободами, отказывая верующим в их праве носить признаваемое обществом имя в соответствии со своими убеждениями, например, христианское, мусульманское и пр.
Previous post Next post
Up