Apr 30, 2014 10:08
Дихотомия есть метод класификации делением объектов на две группы.
Дихотомией является интуитивное деление отрицанием, которое можно построить по любому признаку. Яблоки можно делить на спелые и не_спелые, на красные и не_красные, людей можно делить на евреев и не_евреев и так далее. Т.е. мы выделяем подмножество A и строим по нему подмножество не-А. Если брать деление конечного хорошо определённого исходного множества, то проблем не возникает, подмножества А и не-А являются равноправными.
Рекурсивную дихотомию можно построить по отношению людей к множеству не-А.
Первый класс - люди, для которых такое деление симметрично, и множества А и не-А равноправны.
1 пример. Для ортодоксальных иудеев вполне адекватно деление людей на евреев и гоев (не евреев). Собственно, само наличие слова для не-А является маркером. Например, сложно подобрать термин для не-русского. Единственное приходящее на ум слово нерусь - строится как отрицание. Историческое значение слова немцы (немые) - явно устарело, но показывает, что такое деление является деградирующим.
2 пример. Ограниченно компетентные люди с синдромом перекладывания ответственности. Характерный маркером является фраза "Мы проверили всё, кроме участка Иванова, значит виноват Иванов, а не мы". Постановка вопроса является распространённой, а в гос.учреждениях даже типичной. В терминах дихотомии здесь утверждается - "мы проверели всего не-Иванова, там ошибок нет, значит виноват Иванов". Для нетривиальных случаев класс не-Иванов явлется плохо определённым, неограниченным и бесконечным. Пример - "Исчезли бумаги по ресстру, искали в бухгалтерии, канцелярии и архиве, но не нашли. Значит, потерял курьер Иванов." Легко видеть, что сразу исключаются версии "выкинула уборщица, проебланили сами в шередер, сожрали крысы, убрало начальство из-за компромата на откат", которых бесконечное множество.
Обобщая, можно сказать, что для данного класса людей мир конечен, исчерпаем и большей частью находится перед глазами, т.е. вне поля зрения находятся гарантированно несущественные части.
Второй класс - для которых данное деление несимметрично, и множества А и не-А равноправны.
1 пример. Презумция невиновности. Даже если перебраны все остальные мыслимые нами виновники преступления, их исключение не является достаточным поводом для обвинения оставшегося. Прямой пример - детективный сюжет с 10 людьми в вагоне, один из которых труп, у 8 железное алиби на момент совершения преступления. Оставшийся десятый при этом не может быть осуждён за отсутствие алиби, хотя, очевидно, и подвергентся всему спектру следственных мероприятий.
2 пример. Математики, отрицающие аксиому выбора.
3 пример. "Я знаю, что я ничего не знаю". Аксиома непознаваемости мира является наиболее эффективным(если не единственным) стимулом к познанию мира. Характерный пример - физика, в которой 100500 экспериментов подтверждающих текущую модель мира, не являются причной для закрытия вопроса - а лишь стимулируют попытки найти опровергающий эксперимент или соображение.
Обобщая, можно сказать, что для данного класса людей мир бесконечен, неисчерпаем и перед глазами находится лишь малая (относительно целого - бесконечно малая) часть мира.