Недалеко от аэродрома "Смышляевка", в Самаре, находится учебная площадка Самарского государственного аэрокосмического университета ( бывш. КуАИ). Именно здесь студенты авиационных факультетов на практике смотрят, как устроен самолет. Здесь устроен авиационный "анатомический театр" для будущих авиконструкторов.
Я, и мой экскурсовод (с ним я познакомлю в конце поста) совершили беглый осмотр экспозиции. Беглый потому, что я припозднился, а солнце в ноябре садится быстро и непреклонно.
1. Ил 14. По классификации НАТО носит имя Crate - «Клеть». Разработан в конце 40х годов прошлого века для замены устаревших Ли-2 и Ил-12. В 1953 году самолет пошел в серию. По лицензии выпускался в ЧССР и ГДР.
2. На фото экспортная модификация Ил-14м. Бортовой номер 06150. Именно на этой машине летал Сергей Павлович Королев.
Ил-14м поставлялся в 31 страну мира и был рассчитан на 24 пассажира. На экспорт поставлено 119 машин . Всего же во всех странах, было выпущено около 3500 машин.
3. Ли-2. Советский военно-транспортный самолет, созданный на лицензионной базе Douglas DC-3. В закупке лицензии на DC-3 участвовал Туполев,а производство в подмосковном заводе №84 в Химках. Налаживал производство Мясищев, а когда его посадили дело продолжил Анатолий Сеньков. Выпускался в гражданской модификации ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84) с 1940 года производство наладили в Казани на заводе 124. В 1942 Лисуновым была разработана военно-транспортная модификация ПС-84, которая и получила имя Ли-2.
4. С 1942 по 1945 года в Ташкенте было произведено 2258 Ли-2. Самолет широко применялся во время Великой отечественной войны, в основном как бомбардировщик, но не была забыта и транспотно-десантная составляющая этой машины. Многие партизанские отряды ждали прилета Ли-2.
5. Ан 14 " Пчелка" ботовой номер 81556. По классификации НАТО Clod - "Глыба". (Вот откуда спецы НАТО постоянно берут такие названия?) Машина разрабатывалась на замену Ан-2, но фактически заменить старого трудягу не смогла.
6. Пчелка эксплуатировалась в основном в ВВС СССР как связной самолет. Самолет был очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в пилотировании. Всего было выпущено 340 машин.
7. Л 410 УВП (укороченный взлет и посадка) Самолет чешского производства. Поднялся в воздух в 1969 году. Сразу получил неофициальное имя - "Чебурашка"
8. В начале оснащался 2мя ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.). С 1979 года самолет был модернизирован в модификацию УВП. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.).
9. Самолет широко эксплуатировался на местных воздушных линиях. Л-410 применялся для подготовки летчиков как в гражданских, так и в военных училищах дальней и военно-транспортной авиации.
10. За все время к нам было поставлено почти 900 машин. В настоящее время предприятие Let Kunovice (Aircraft Industries), выпускающее Л-410 принадлежит Уральской горно-металлургической компании.
11. Ту-144 Бортовой номер 77108 . Самолет легенда. Самолет мечта. Машина времени, обгоняющая солнце.
12. Ту-144 был не просто сверхзвуковым самолетом, он был символом очередной победы социализма над капитализмом. И хотя «Конкорд» (британо-французский «суперсоник») был показан публике в конце 1967, а наш еще собирали на заводе, в воздух первым поднялся именно Ту-144. В соревновании сверхзвуковой гражданской авиации выиграл СССР, да и по вместимости он обгонял "Конкорд" на 50 человек.
13. Этому предшествовало «жесткое» указание Политбюро ЦК КПСС - «…самолет должен подняться в воздух до конца 1968 года». Ту-144 оторвался от земли 31 декабря 1968 года, аккурат после обеда. Да-а это не олимпийские объекты в Сочи строить - и не задержишь и не сопрешь )))
14. 5 июня 1969 года самолет стал первым в истории пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер. Произошло это на высоте 11 километров. Через год на высоте 16 километров Ту-144 преодолел рубеж в 2 Маха, развив 2150 километров в час. Внешняя обшивка нагрелась до 160 градусов Цельсия.
15. Лайнер Туполева был самым умным самолетом того времени. Электроника могла самостоятельно выполнить весь цикл полета от взлета до касания полосы и помнила 100 маршрутов. Летчики хвалили самолет за удобство систем управления. У "Конкорда" авионика была капризной и нередко "приводилась в чувство" непосредственно перед полетом.
16. Оба самолета - Ту-144 и «Конкорд» убила экономика. Наверное они обогнали свое время…
17. Стоят на площадке трудяга Ан-12 и Як-42, уже слезла с них ливрея Аэрофлота…
18. Ан-12. Не очень любимые мной НАТОвцы назвали его Cub - «Новичок», интересно почему? Это советский многоцелевой, военно-транспортный самолет, построенный по классической для КБ Антонова схеме - свободнонесущий моноплан с верхним крылом. Ан-12 имеет 4 ТВД Аи-20МК. Ан-12 это основной транспортный «трудяга» нашей и не только страны. Поднимал он до 20 тонн груза. В Афгане его называли «Черный тюльпан», на Ан-12 перевозили «груз 200»…
19. Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel - «Верблюд», и снова эти Натовцы - ну вот где связь ?!?! ))) - первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авилайнера Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Всего было построено 201 машина, производство прекратили в 1960 году.
20. Ну эту машину, я думаю, все вы знаете - Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless - «Беззаботный», на сленге советских пилотов - «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка») - трёхдвигательный реактивный пассажирский среднемагистральный самолёт. Разработан в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. На базе Ту-154 был создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе - Ту-155 ( мечта ВВП и Газпрома? ;). Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом в СССР. 19 февраля 2013 года на Самарском авиазаводе «Авиакор» был выпущен последний самолет с б\н 998.
В эксплуатации на середину 2013 года осталось около 90 бортов, из них в следующих авиакомпаниях:
- UTair - 23 самолёта. (до конца 2014 года планируется вывести весь парк - Ту-154 из эксплуатации и заменить их Airbus 321).
- Алроса - 7 самолётов. (в скором будущем также планируется заменить на Boeing-737NG).
- Якутия - 4 машины.
- Газпромавиа - 4 самолёта.
- Авиакомпания Космос - 4 самолёта.
- Татарстан - 2 самолёта. (используются в качестве подменных бортов).
21. Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt - «Жеребёнок», летчики называли «Кукурузник», «Аннушка») - советский лёгкий многоцелевой поршневой самолёт-биплан. Главный трудяга сельского хозяйства, и не только. «Фольксваген-Жук» от самолетной авиации. Сколько парашютистов шагнули в небо из его дверей ( ваш покорный слуга тоже сделал свои первые прыжки именно с этой машины)
22. На 2012 год в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации.
Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов - и ничего ! Летают! В настоящее время Ан-2 продолжает выпускаться в КНР, и кстати, занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как единственный самолет выпускающийся более 60 лет.
23. Ми-2. Советский многоцелевой вертолет. Производился по лицензии в Польше. Два ТВД ГТД-350 (350 л.с.). Снимался в "Бондиаде", на нем летал "Мимино". Именно на нем в 1986 году я научился летать...
Всего было построено около 5500 вертолетов, из них в эксплуатации\консервации (по разным данным) находится около 1000 бортов. Были у него и недостатки (по личному опыту) - слабая тяговооруженность, проскальзывание муфты свободного хода турбины двигателя, что приводило к самовыключению движка по превышению оборотов. Но отказ одного двигателя не был чем то страшным - Ми-2 прекрасно летел и на одном двигателе и мог легко пилотироваться при полном отказе гидросистем. Одно слово - хороший вертолет. На нем выступали и продолжают выступать спортсмены-вертолетчики, и составляют серьезную конкуренцию в спорте другим спортсменам и вертолетам.
24. Но наши братья украинцы с Запорожского завода "Мотор-Сич" "схитрили".
Вначале поставили на Ми-2 новый более мощный и компактный двигатель Аи-450м (465 л.с.). Обратите внимание на пустоту под капотом (нет осевого компрессора как в ГТД 350)
25. А потом пошли дальше - модернизировали "старичка".
Появился совершенно новый современный вертолет, с гораздо лучшими характеристиками: Взлетная масса 4000 кг., грузоподъемность 1000кг., скорость 235 км\ч, потолок 4500м., дальность 550км без доп. баков.
26. Этим вертолетом, на выставке Хелираша 2013 заинтересовался и сам Сикорский (на фото справа).
27. Да и кабина с авионикой? Сами смотрите!
28. А пассажирский салон?
Младшего украинского брата легендарного Ми-2 теперь называют МСБ-2. Кстати! Найдите 5 внешних отличий с Ми-2 23 и 24е фотки ))) Кто угадает, тому печенька лично от меня )))
Что-то я увлекся - возвращаемся в ноябрьский закат. В место где спят самолеты...
29. М-8т. Это самый ухоженный борт на площадке. Вполне возможно его можно запускать (исходя из беглого осмотра).
Ми-8т оснащался 2мя двигателями ТВ2-177. Дальнейшая модификация Ми-8МТ - это уже принципиально другой вертолет. Двигатели другие - ТВ3-117 + ВСУ (итого 3 двигателя), другой редуктор, рулевой винт не справа, а слева, ну и соответственно другие характеристики.
30. Ми-8т это знаковая машина в нашей, да и в мировой истории. Восьмерка это "фольксваген-жук" среди вертолетов мира. Это одна из самых распространенных и надежнейших машин мира. Ми-8т это первая машина длиннейшей плеяды "восьмерок", которые используются абсолютно везде. Их даже закупал Пентагон (Знаменитый Black Hawk плохо справлялся с Афганским высокогорьем ))). Все это говорит о том, насколько качественная машина получилась в 1960 году. Мало кто знает, но первая "восьмерка" имела не 2 двигателя а один АИ-24в. Этот вертолет назывался В-8. На следующем опытном образце В-8а уже стояли 2 ТВ2-117. В прошлом году на МВЗ им Миля был торжественно открыт памятник этому вертолету.
31. "Калашный ряд" Эти машины уже отслужили свое. Их детали в аудиториях университета, или еще где...
32. Таких вертолетов много, порядка 10 единиц. Судя по всему их притащили после списания из Смышляевского авиапредприятия, которое как раз эксплуатирует Ми-8.
33. А это еще одно детище "Мотор-Сич" Ми-8МСБ. Вроде тот-же вертолет, но нет))) У него новые двигатели ТВ3-117 ВМА СБМ4Е, новый редуктор, мировой высотный рекорд - 8200м - вертолетчики, как это вам? ;)
Про экономию горючки и снижение эксплуатационных расходов я просто молчу. Собирают его в Белоруссии ... По ряду характеристик модернизированная Тшка побила МТВшку.
34. Первый из знаменитых «горбатых» или «крокодилов» - Ми-24А.
По НАТОвской классификации он назывался HIND - «Лань», какое ласковое название, ему бы больше подошло имя «Лось», учитывая как этот вертолет может взламывать оборону противника. Выпускался в Арсеньеве.
Разработка началась в 1968 году, а в сентябре 1969 опытный образец уже поднялся в небо. Многие агрегаты и элементы были совместимы с Ми-8 и Ми-17, что резко повышало эффективность взаимной эксплуатации.
Ми-24 изначально создавался как «летающий танк». Очень многие элементы и агрегаты имеют бронирование. Кабина вертолета была герметичная, поэтому он мог выполнять свою задачу и в условиях зараженной местности.
35. На фотографии сразу в глаза бросается кабина - вот такая тогда была на первых моделях непривычная "веранда". Начиная с модификации Ми-24Д кабина была заменена на привычную нам "тандемную", где летчик и оператор находятся в разных отсеках разделенных бронеперегородкой, что существенно повысило живучесть экипажа. Рулевой винт на первых Ми-24А располагался справа и был толкающий. На последующих модификациях Ми-24А и далее, рулевой винт находился слева (тянущий) - та же история с Ми-8Т и Ми-8 МТ (на фото как раз вертолет последней серии Ми-24А - винт слева). Перемещение винта на другую сторону изменяет направление его вращения и повышает его КПД, а это увеличивает запас по путевому управлению.
Интересными и в чем-то необычными были и три конструкторских решения:
1. Фюзеляж вертолета «закручен» относительно вала несущего винта на пару градусов (все вертолеты одновинтовой схемы взлетают и висят немного боком, а 24ка отрывает все 3 колеса одновременно, и висит, с точки зрения экипажа ровно - это было необходимо для ведения огня в режиме висения).
2. Повернутый киль - в полете он компенсировал до 20% реактивного момента и соответственно увеличивал запас по путевому управлению.
3. Крылья, на которых располагается подвеска вооружения, создают подъемную силу ( до 25%). Особенно это чувствуется при выполнении вертикальных маневров, например «горки» или «боевого разворота». «Горбатый» просто «прыгает» ввысь и перегрузка может быть более 4х g - я сделал 3,8, за что и получил свою первую предпосылку - хулиган я был одним словом (((
35. Вооружение Ми-24:
На Ми-24А был установлен комплекс ПТУР «Фаланга» (ракеты управлялись вручную джойстиком, а команды ракете передавались по проводу, который тянула за собой ракета). В дальнейшем «Фалангу» (с модификации Ми-24В) заменила сверзвуковая ПТУР «Штурм-В» с комплексом наведения «Радуга-Ш». Штурм управлялся по радиоканалу и мог пробить до 40 см брони. Насколько помню стрельбы на полигоне летел он пару-тройку секунд, после этого башня танка взлетала в небо.)))
На Ми-24А пулемет был слабенький - «А-12,7» (одноствольный, калибра 12,7 мм, с простым калиматорным прицелом и ручками как на велике).
На следующих модификациях, начиная с Ми-24Д, уже стоял четырехствольный автоматический пулемет ЯКБ-12,7 (4500 выстр\мин, 12,7мм) и с баллистическим вычислителем. Управление пулеметом осуществлялось с помощью прицельной станции КПС-53АВ (прообраз современных «умных» шлемов). Крайняя модификация серии - Ми-24П была оснащена 2х ствольной 30мм пушкой ГШ-30К, для которой вообще поправки не надо было учитывать - прицелился по центру и попал ( сам проверял))))
Кроме описанного, управляемого вооружения Ми-24 нес неуправлямые ракеты С-5, С-8, С-13 и С-24, бомбы до 500 кг, Универсальные пушечные контейнеры УПК ( набор пулеметов) или ГУВ (30мм гранотометов), мины.
В грузовую кабину помещалось 8 десантников. Остекление грузовой кабины откидывалось и из каждого окна могли стрелять Калашниковы или РПК. Чтобы десантура случайно не попала в свой вертолет автоматы и пулеметы крепились в специальных ложементах ограничивающих сектор стрельбы.
А теперь представьте себе это стреляющее «чудовище» с точки зрения противника ))) Причем одновременно могли стрелять и командир и оператор и бойцы из грузовой кабины, и еще все бронированное - жуть.
Но в Афгане с ним «справился» ПЗРК «Стингер», хотя в итоге и на него нашли управу.
Ну а финал развития Двадцатьчетверки - современный Ми-35.
Я уделил так много слов потому, что это моя любимая машина, именно на ней (Ми-24П) я учил курсантов летать. Наверное, это были лучшие годы моей жизни
36. Ми-6, по классификации НАТОвцев - «Hook» - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Выпускался в Москве и Ростове. В серию пошел в 1959 году. И, как у нас водится, в те времена был самый грузоподъемный вертолет в мире.
37. Теперь его место занял его младший брат - Ми-26. Во время попытки америкосов завоевать Афган именно Ми-26, авиакомпании «Вертикаль» вытаскивал из высокогорья разбившиеся «Чинуки», гордость Америки и Голивуда между прочим ))). Лично мне он (Ми-6) запомнился характерным «медленно-хлопающе-свистящим» звуком. Его лопасти вращались так медленно, что их можно было увидеть в полете.
38. А это обещанный мной, в начале поста» главный экскурсовод. Зовут его совсем неоригинально - Шарик. Я пожалел, что не взял с собой колбаски, в следующий раз возьму обязательно. Мы с ним смотрели в одном направлении - с грустью... Он по колбаске, а я ...
39. Пусть эти мирно спящие труженики неба учат будущих конструкторов уму-разуму. Пусть они впитывают здесь путь авиации, путь в небо...
40. Уже настала ночь, и я прощаюсь с ветеранами... Надеюсь вам, как и мне, понравилось эта маленькая экскурсия.
Если где ошибся - поправляйте.
P.S. Не могу я обойти боком эту прекрасную машину с бортовым номером 77108 - ведь у нее есть своя, личная история... О ней будет следующий рассказ.