В Краснодаре наконец будет проложен метрополитен!

Apr 01, 2016 15:29




Идея строительства метрополитена в Краснодаре носилась в воздухе уже много-много лет. Хотя бы на уровне слухов или городских легенд, но об этом слышали буквально все. Теперь наконец можно уверенностью сказать, что в Краснодар появится собственное метро.

Тут есть сразу несколько немаловажных аспектов. Первый из них - геологический: грунты в Краснодаре прямо скажем не очень, много песков-плавунов и это весьма распространённый аргумент против строительства подземных коммуникаций. Надо уточнить, что это не делает строительство невозможным - просто удорожает его. Для примера - метро существует в Тбилиси (где сейсмическая активность на порядки выше чем в Краснодаре) и в Санкт-Петербурге (где не то что пески-плавуны, а вообще сплошной болотистый грунт). То есть технически метро в Краснодаре - просто инженерная задача, которая может быть реализована в без всякого округления глаз. Всё дело в деньгах: в затратах и рентабельности строительства метрополитена. А деньги как известно решают...

В городской администрации издавна было два условных лагеря - те кто за метрополитен в Краснодаре и те, кто против метрополитена. Условно назовём их "консерваторы" и "прогрессисты". И они уже много лет вяло бодаются на эту тему, а ситуация никуда дальше разговоров не шла. Поскольку реальных свободных больших денег на прокладку метрополитена в городском бюджете никогда не было, этот вопрос постройки метро был в некотором смысле философским и умозрительным.

Что не мешало разнообразным чиновникам периодически делать громкие заявления на эту тему.
Например ещё в 2007 году вице-губернатор Краснодарского края Александр Иванов выступал на тему того, что подземка решит транспортные проблемы столицы края, упирая на то, что хоть это и дорого но в несколько раз дешевле чем пытаться впихнуть невпихуемое расширять основные автодороги в городе.
Главный архитектор Краснодарского края Юрий Владимирович Рысин в своё время активно поддерживал идею постройки метро в столице Кубани. В числе ярых сторонников постройки метро были президент союза строителей Кубани В.И. Бардаков, председатель комитета городской думы Краснодара Б.З.Тутарищев, председатель городской Думы города Краснодара И.С.Котляров, , заместитель председателя крайпрофсофа В.М.Тюкин...
Претендент на пост главы города от КПРФ И.Н.Чуев вообще сделал в 2010 году идею постройки метрополитена в городе своеобразной священной коровой и чуть ли не основным тезисом своей предвыборной программы.

В то же время против идеи строительства метрополитена в Краснодаре выступали многие чиновники городской администарции, ответственные за строительство и в первую очередь - дорожники, поскольку у них в этом деле свой шкурный интерес. Основной тезис был такой, что метро - это дорого и денег у нас нет, давайте лучше в пятый раз перекладывать асфальт. "Метро в Краснодаре окупаться не будет - оно дотационно и в большинстве городов мира, поэтому средства из федерального и регионального бюджетов понадобятся и для строительства, и для эксплуатации"(ц) В. Качков, заместитель директора департамента строительства администрации Краснодара.

Как я уже писал выше, все эти бодания были исключительно умозрительными. И под эти философские диспуты устраивались разнообразные презентации, встречи с общественностью, медийные события, пиар-акции... Однажды даже некий Богдан Кравцов (пафсоный дизигнер, работник Яндекса и студии Артемия Татьяновича) нарисовал совершенно абсурдную схему предполагаемого краснодарского метрополитена исходя из концепций исключительно городского дизайна:
[схема]



В конце 2013 года наметился намёк на конструктив, когда профессора Кубанского государственного технологического университета написали главе города письмо с предложением всерьез рассмотреть вопрос о строительстве метро. К письму прилагалась схема будущей подземки, техническое обоснование проекта, и финансовые расчеты. Идея была в том чтобы строить не только одно лишь метро, но перестраивать подземные коммуникации в целом (и канализацию, и ливнёвку, и каналы связи и прочее) единым блоком - так гораздо удобнее и главное дешевле. Краснодарцы в курсе, что реконструкция той же ливнёвки, например, назрела в городе ещё лет 20-ть назад. Общая стоимость проекта - миллиард рублей за километр прокладки общего комплекса коммуникаций и это в общем не так уж дорого, если сравнивать со стоимостью поочерёдной реконструкцией каждого вида коммуникаций.

Под этим инженерным проектом подписались:
-декан факультета строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, кандидат наук, профессор Владимир Крамской,
-кандидат технических наук, профессор Шота Путуридзе,
-президент союза строителей Кубани, доктор технических наук Виктор Бардаков,
-гендиректор «Краснодарпроектстрой», заслуженный строитель Кубани, доктор экономических наук, профессор, кандидат технических наук Батырбий Тутарищев.

Это уже был очень серьёзный аргумент в пользу чиновников-прогрессистов. И казалось бы осталось найти деньги и в путь, но...

Но губернатор края был против постройки метрополитена в Краснодаре:
"Думаю, метро не единственное и не лучшее решение транспортной проблемы краевой столицы. Мы его не построим никогда - геология не позволит"(ц) губернатор А.Ткачёв

И об этот финальный довод разбивались любые аргументы. Сколько бы профессоров и инженеров не убеждали, что "геология" всё-таки "позволяет", Губернатор считал иначе. А настаивать на неправоте губернатора вредно для здоровья.

Но как вы наверняка знаете - Ткачёв ушёл в министерство сельского хозяйства и следовательно его принципиальная позиция перестала влиять на вопрос краснодарского метрополитена. Остался единственный критичный момент - деньги на строительство, которые всё-таки нужны и которых всё-таки у города нет.

Вы наверняка слушали про города-миллионники в аспекте метрополитена. Ситуация простая: с советских времён считается, что если численность города больше миллиона человек, то метрополитен городу нужен и полезен. А если по простому - при численности города более 1 000 000 человек получить федеральные деньги на метро уже вполне реально, тогда как при меньшей численности федеральные власти не дадут ничего, а своими бюджетами метро не построить.

В Краснодаре численность по прописке всегда колебалась около 800 тысяч человек. Но администрация города Краснодара придумал ловкий финт ушами и ввела новый показатель - так называемая "общая численность населения" города Краснодара которая к концу 2015 года составила 918 тысяч человек. Вот официальный пруф сайта администрации с графиком. И теперь от миллиона нас отделяет всего-ничего. Достаточно слегка передвинуть границу городской прописки и чуть покодовать с миграционным приростом за счёт трудовых мигрантов и переселенцев с запада Украины (коих очень и очень не мало) - и вуаля: Краснодар становится городом миллионником.

А полностью обсчитанный проект строительства метрополитена уже лежит с 2014 года в администрации и только и ждёт одобрения по софинансированию из федерального бюджета, которое завязано на официальную численность жителей города которая теперь стремительно приближается к миллиону... Ну вы поняли ;)

P.S. Я не строю иллюзий и прекрасно понимаю, что на любой стройке и тем более такой масштабной будет и казнокрадство и мошенничество и всё остальное что в таких случаях обычно случается. Это неизбежное зло. Но как по мне, так перспектива появления метрополитена в нашем городе это неизбежное зло перекроет.

P.P.S. КДПВ - это совершенно левая картинка, нарисованная ещё задолго до появления обсчитанного проекта просто из любви к искусству некими вольными художниками и потому реальной будущей схемы краснодарского метрополитена не отражает. в реальности станций будет значительно меньше, чем на этой иллюстрации.

г. Краснодар, не каковО а кАково, назидательная_лекция, хреновости, внезапно, "аналитик - а налейте?"

Previous post Next post
Up