Давно пытался разобраться в анимэ. Вернее не в самой японской мультипликации и анимации, а в своём к нему отношении. Кажен раз, когда смотрел нечто подобное возникало чувство отторжения. Интрига в том, что - непонятно почему. Нет, дело не в профессии, хотя постоянная романтика одиночества, непонятости миром и обществом, депрессии и суицидальности - все эти уже почти обязательные атрибуты японской анимации уже набили огромную аскомину... Но раздрожало и не нравилось что-то другое, что-то менее замороченное, менее сложное. "Мир полон простых вещей, которые человек делает сложными..."(с)
Результат собственно удивил даже меня. Ради этого понадобилось отрешиться от смысловой нагрузки мильтов и попытаться смотреть как "просто анимацию"... Анимэ - это чрезвычайно ЛЕНИВЫЕ мульты. И раздражала меня именно плохая анимационная техника. Качество картинки всегда весьма невелико. Создатели анимэ стараются получить готовый мульт как можно меньше напрягаясь. И это не вызывает уважения. Вне зависимосимости от того, применялась ли компьютерная графика или нет...
Итак, минусы анимационной техники анимэ на взгляд не искушенного зрителя (то есть не фанатеющего от самого слова "анимэ" зрителя, который "схавает всё")
Картинка как правило раскрашена "заливкой": рисуется контур, который заливается одним цветом. Такой техникой пользуются создатели комиксов во всём мире. Скорость выхода картинки-результата повышается в разы правда в ущерб качеству самой картинки. Но то, что вполне сносно для комикса и даже создаёт фирменную стилистику, крайне ухудшает качество подвижных картинок (анимации), не придавая никакой особой стилистики мультфильмам. Ни о какой прорисовке деталей речи даже не идёт.
Анимэ (по результатам просмотра многих лент) состоит из сцен трёх вариантов: экшен (движения, схватки, беготня), разговоров (герои длительно трепятся на психологические и не только темы) и панорамных видов.
-экшен-
да, картинка подвижна. Но при этом: замечали что в анимэ очень часто герои двигаются как-бы рывками, как в ночном клубе при мигающем свете. Например герой прыгает, и его прыжок показан например пятью слайдовыми снимками "по траэктории", которые следуют друг за другом как кадры диафильма? Или вообще герой секунду-две непожвижно висит в воздухе, а ощущение полета должно вызываться мельтешащей штриховкой по краям кадра? Всё верно: при такой технике для передачи эффекта движения и отображения прыжка требует "нарисовать" гораздо меньше отдельных разных кадров (пять или вообще один), вместо того чтобы рисовать полную динамику прыжка (секунда - 24 полноценных и разных кадра). Герои в японском экшене двигаются рывками, замирая на месте, а потом молниеносно перемещаясь в другое по той же причине: меньше кадров рисовать.
Плюс добрая половина сцен экшена рисуется на фоне полной неподвижности фона. Абсолютной. Чтобы опять таки не заморачиваться лишней работой.
-разговоры-
Ещё более экономичные сцены. Много крупных планов и фирменных японских большеглазых мордашек.
Но при этом на протяжении разговора динамики картинки практически нет! Лицо неподвижно, глаза такие красивые и большие - тоже неподвижны. Движется только сравнительно небольшой рот при разговоре. То есть один кадр отличается от другого только ртом (верх экономичности). Потом разговор затрагивает чувствва кого-то из героев и (внимание!): в углу глуза появляется слезинка и глаза чуть-чуть изменяют форму. Потом это движение (не перерисовываясь) повторяется пару раз в прямом и обратном порядке - от этого появляется эффект дрожания глаз на лице или дрожания слезы в углу глаза... Зритель умилён, аниматор не устал.
Или если аниматор немножко потрудится то герой-героиня под звук схлипывания даже (!) немного налонит голову (и потом через секунду то же движение, но в обратном порядке). И всё. Фон по прежнему неподвижен. А между тем сцены таких раговоров наедине занимают подчас не менее половины мультфильма!
-панорамные виды-
Тут вообще полный алес. Панорамный вид как правило представлен неподвижной картинкой (голым фоном), лишенной подробной и тонкой прорисовки деталей. Эту картинку просто "двигают мимо камеры", когда взгляд героя обводит пространство. И всё. Или же неподвижная картинка панорамы, оживлённая в нескольких местах небольшими движущимися деталями навроде детально не прорисованного и движущегося рывками дыма от пожаришь (классика анимэ - взгляд с высоты на горящий город). Вуаля: минимум усилий художников а несколько секунду мульта готовы.
Иными словами эниме приобретает отличительные особенности ширпотреба: получение готового продукта с меньшами усилиями и в кратчайшие сроки, но в ущерб качеству. По такому же принципу
снимают например мыльные оперы, низкобюджетные фильмы... Но если во всех остальных случаях шорпотребство это только ширпотребство и ничего кроме (дёшего и сердито), то в случае с анимэ дело иначе: анимэ пытается представить эти ширпотребовские особенности не как признак низкого качества работы, а как (внимание!) фирменную черту именно анимэ...
И именно это отталкивает лично меня. Отсутствует искусство графики, тонкость художественной работы, мастерство аниматора. Некрасиво. И неприятно. Лень неприятна.
Так вот.
P.S. Нет, не гребу всех одной гребёнкой. Есть, есть мастера анимэ, от творчества которых перехватывает дыхание, есть обалденно красивая графика и детально прорисованные мельчайшие и незаметные движения фона, на которые в общем-то мало кто и обратит внимание... Но процентная доля таких работ крайне ничтожна.