Среди мирян бытует мнение, что в Православной церкви существует два отличных друг от друга вида богослужений: мирское и монашеское. И в самом деле: в монастырях служат как будто совсем не так, как на мирских приходах: дольше и для мирянина как будто бы скучнее. Для того, чтобы выяснить, есть ли на самом деле эта разница, и в чем она состоит, необходимо совершить небльшой экскурс в историю.
О собственно христианском богослужении можно говорить с момента апостольского собора 30 г., когда было определено принимать в церковное общение язычников (об одном из эпизодов упоминается в Деян. 10:9 - 48), и Моисеев закон перестал быть обязательным к исполнению (с чем, правда согласились не все и не сразу). Разрушение римлянами Иерусалима в 70 г. послужило как бы точкой в процессе перехода от Ветхого завета к Новому. Христиане Иерусалима восприняли это событие как свидетельство грядущего апокалипсиса, ощущение которого, впрочем, и без того давали уже давно начавшиеся к тому времени гонения со стороны римской власти в лице императора Нерона.
Итак после 70 г. христиане по сути стали новым Иерусалимом, новым Израилем - богоспасаемой паствой Господа Иисуса Христа. К тому времени у них (иерусалимских христиан) уже сформировалось богослужение, состоящее из полунощницы, 3, 6, 9-го часов, вечерни и утрени в свое время. Евхаристия совершалась уже не ежедневно, как то было в самом начале, но по воскресным дням, и дням памяти, и не вечером, а (с 50-го года) по утрам, как свидетельствует о том Иустин Философ. К 180 г. произошло разделение на клир и мирян. Миряне жили в городах, и посещали богослужения в установленное время. Они были свободны от совершения часов и полунощницы, и посещали только богослужения утра, вечера и евхаристию. Клирики жили на территории храма обособленно, практически не выходя в город, как бы в ожидании грядущего Сына Божия. Потому вели они образ жизни скромный и целомудренный, близкий к монашескому, хотя монашество в то время только зарождалось, и окончательно закрепилось лишь в IV - V вв. По причине этой «затворенности» в храм вели два входа: один - с улицы для мирян, а другой - с т.н. подворья, где располагалось все необходимое для жизни клириков.
Письменных источников первых веков сохранилось мало, но из тех, что имеются известно, что богослужение первых христиан было весьма торжественным, в нем преобладало пение. Исполнялись псалмы Давида; строфы псалма перемежались припевами, между которыми в свое время произносилась memra или гомилия - проповедь, поучение.
Однако не всех устраивал пусть и затворнический, но все же городской образ жизни. Желающие уединения уходили в горы, коих в окрестностях Иерусалима было немало, и устраивали там монашеские поселения, либо жили уединенно, собираясь в небольших храмиках лишь для совместного причастия. По понятным причинам, торжественностью их богослужения не выделялись. Монахи в богослужении осуществляли то, что могли, и то, что соответствовало их нуждам, а это, прежде всего, псалтирь - пожалуй, главнейшая из учительных книг Священного Писания. Кстати, именно чтение Псалтири составляет основное содержание по-монашески долгого будничного богослужения Великопостного периода.
В 614 г. Персы взяли
Иерусалим, захватили в плен
патриарха Захарию и древо
Животворящего Креста. Монашеские общины, как уже было отмечено выше, располагались в труднодоступных горных районах, и потому во время этого нашествия не пострадали. Но пострадал кафедральный храм, по сути дела лишившись носителей устава богослужения - т.н. Устава Великой Церкви. Впоследствии монахи пришли в Иерусалим и восстановили богослужение, как могли. Так постепенно сформировался Иерусалимский богослужебный устав. Который позже перекочевал в Студийские монастыри Константинополя, где воспринял элементы торжественности, поскольку Константинополь уже был столицей, и при богослужении присутствовал верховный правитель.
И, наконец, уже синтез из этих уставов пришел в тогда еще Киевскую Русь, и сохраняется в Русской Православной Церкви до сих пор.
Таким образом, пусть весьма кратко и не вполне хронологично, мы рассмотрели историю становления богослужения, и с уверенностью можем сказать, что устав Православного богослужения един для всей Церкви, но приходы и обители, как, впрочем, и ранее, исполняют из него в первую очередь то, что им «на потребу».