Часть 1. Александрийская богословская школа
Согласно преданию школа была основана апостолом и евангелистом Марком и была самой обычной школой, какие часто образовывались при епископских кафедрах для оглашения и наставления в вере [21]. В богословско-образовательное заведение ее преобразовал пресвитер Пантен († 203 г.), преемник философа-апологета Афинагора [10]. После принятия христианства Пантен посвятил свою жизнь проповеднической и просветительской деятельности. Александрийскую школу он возглавлял с 180 по 191 гг. Сам Пантен принадлежал к философской школе стоиков, и его стараниями в училище и «во всей александрийской церкви от начала утвердились интересы к изучению высших вопросов веры и знаний». Традиция эта впоследствии развивалась и поддерживалась [18]. Богословские труды Пантена - комментарии на Священное Писание - не сохранились [21].
Преемник Пантена - Тит Флавий Климент (Климент Александрийский), руководивший школой со 191 до 202 гг., так же получил философское образование. В своих сочинениях Климент стремился облечь христианское учение в научную форму, считая философию и науку полезными для христианского учения, так как они «образуя человеческий ум, помогают глубокому и всестороннему пониманию христианского вероучения» [21]. Первыми попытками в этом направлении является его труд - «Строматы», в которых вера и наука возводятся в степень философского знания.
С 203 по 231 гг. школой руководил известный христианский богослов и философ Ориген (182/185 - 251/255 гг). Он привлек к себе множество учеников, и именно в этот период своего существования Александрийская школа достигла наивысшего расцвета [12]. Главный труд Оригена - Гекзаплы - представляли собой список Ветхого Завета, разделенный на шесть столбцов (откуда и происходит их название название): в первом столбце помещался еврейский текст еврейскими буквами, во втором - тот же текст в греческой транскрипции, в третьем - перевод Акилы, в четвертом - Симмаха, в пятом - Септуагинта (LXX), в шестом - Феодотиона, и, кроме того, к некоторым книгам Ориген прилагал переводы без указания авторов от одного до трех, известных как Пятый, Шестой и Седьмой [11].
Кроме экзегетики Ориген занимался так же апологетикой, полемикой, аскетикой и догматикой [6]. Следует отметить, что в догматических воззрениях и в толковании св. Писания он доходил иногда до крайностей, так что входил в противоречие с церковным преданием [20]. Осложнил его положение и конфликт с тогдашним епископом Александрийской церкви Димитрием († 231 г.), которого не устраивало установившееся в школе свободомыслие [9]. Ориген был изгнан, а впоследствии дважды посмертно осужден - на V Вселенском соборе, - за то, что «почти всем еретикам проложил дорогу и что даже его православные воззрения злокозненно предназначались для обмана простецов», и в VI в. императором Юстинианом [6]. Однако, несмотря на это, его по праву называют основателем христианского богословия [9].
В 231 г. место руководителя школы занял Иракл - ученик и помощник Оригена. Он сохранил в школе заданное своим учителем направление развития, а 232 г. был возведен в сан епископа и оставил место руководителя школы Дионисию Великому, позднее прославленному в лике святых. Труды Дионисия высоко оценивались отцами церкви. Среди них были толкования на Священное Писание, богословские труды, и сочинения против современных ему ересей: против Новациана, хилиастов, против Савелия, против Павла Самосатского [24].
Став епископом, Дионисий в 265 году передал руководство школой Феогносту, который так же был учеником Оригена. Феогност известен как первый систематик христианской догматики. Среди его трудов следует отметить учения о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, об ангелах и демонах, о человеческом естестве Сына Божия. Очевидно, подражая своему учителю, Феогност коренным образом заблуждался относительно существа Сына, но, несмотря на это его труды пользовались авторитетом отцов церкви [23].
Следующий руководитель - Пиерий - управлял школой с 271 по 282 гг. За ученость и благочестие был прозван «Оригеном Младшим». Его сочинения были утрачены, но они, по свидетельствам современников, были «высокого достоинства» [19].
Священномученик Петр, еп. Александрийский († 311) управлявший школой до 300 г. был первым из ее руководителей, выступившим против ошибочных положений Оригена и крайностей аллегорического толкования [8]. C этого времени принято говорить о ново-Александрийской школе, наиболее известным представителем которой является св. Афанасий Великий [20]. В борьбе против ереси Ария св. Афанасий, опираясь на философскую терминологию, усовершенствовал систему догматического богословия, с помощью которой выразил церковное учение о воплощении Слова Божия и о Троице. Ему также удалось полностью преодолеть субординационизм в учении о Троице и заблуждения в учении о Логосе как посреднике между Богом и миром [8].
С 40х гг. Александрийскую школу возглавлял Дидим Слепец († 398 г.). Ослепнув еще в раннем возрасте, он на слух заучил все Священное Писание, догматы церкви и изучил ряд философских наук: диалектику, арифметику, музыку, риторику. Обладая незаурядным красноречием, он мог свободно соревноваться с теми, кто постигал науки обычным способом [14].
Дидим руководил школой до самой своей смерти, после которой в конце IV в. фактически перестает существовать и сама школа [14]. Последний руководитель школы - Родон - перенес свою деятельность в г. Сида, но там школа просуществовала недолго [12].
Часть 2. Антиохийская богословская школа 1. Антиохийская Православная Церковь /
http://www.patriarchia.ru/db/text/134434.html 2. Антиохийская школа. /
http://drevo-info.ru/articles/2080.html 3. АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ /
http://www.religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-a/1697-antiohijskaja-shkola-bogoslovija.html 4. ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ /
http://krotov.info/spravki/history_bio/04_bio/330diodor.html 5. Древо. Открытая православная энциклопедия. ЛУКИАН АНТИОХИЙСКИЙ / .
http://drevo-info.ru/articles/4169.html#1 6. Древо. Открытая православная энциклопедия. ОРИГЕН /
http://drevo-info.ru/articles/2934.html 7. Древо. Открытая православная энциклопедия. ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ /
http://drevo-info.ru/articles/16132.html8. Католическая энциклопедия. Александрийская богословская школа. /
http://dic.academic.ru/dic.nsf/catholic/136/Александрийская 9. Очерки по истоии Вселенской Православной Церкви /
http://pagez.ru/olb/dv1/20.php 10. Православная энциклопедия. Афинагор
http://www.pravenc.ru/text/Афинагор.html 11. Православная энциклопедия. БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ /
http://www.pravenc.ru/text/209473.html 12. Православная энциклопедия. «Богословские школы древней церкви» /
http://www.pravenc.ru/text/Богословские школы древней церкви.html
13. Православная энциклопедия. «ДИДАХЕ» /
http://www.pravenc.ru/text/171988.html 14. Православная энциклопедия. Дидим Слепец. /
http://www.pravenc.ru/text/Дидим Слепец.html
15. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в Святоотеческое Богословие. /
http://www.klikovo.ru/db/book/msg/899 16. Протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV-XX века). Учебное пособие. - М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. - 256 с.
17. Проф. Дулуман Е.К. Александрийская и Антиохийская богословские школы: их влияние на становление средневековых философии и богословия /
http://duluman.uath.org/Alex_Antioch_School.htm#_Toc29531168 18. Проф. Дулуман Е.К. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
http://duluman.uath.org/Alex_Antioch_School.htm#_Toc29531168 19. Словарь святых. /
http://krotov.info/yakov/history/04_bio_moi/310_piery.html 20. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви Часть 1. Духовное просвещение 4-10 веков. Богословские школы на Востоке в 4 и 5 веках /
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/74.html 21. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви. Часть 1. Ранняя христианская письменность. Лжеучения. Богословская Наука после Апостольского времени. Школа Александрийская. /
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/38.html 22. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви Ранняя христианская письменность. Лжеучения. Богословская Наука после Апостольского времени. Школа Антиохийская /
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/39.html 23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Феогност церковный писатель /
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/106498 24. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дионисий /
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/37081/Дионисий ИсточникЪ