Обработка фотографии начинается с подбора оптики. Герой сего опуса достался мне в подарок вместе с камерой. Камера сейчас проходит рабочий тест, который наверняка закончится раньше, чем я это напишу и, тем более, опубликую, но здесь и сейчас - не про камеру, а про оптику. А оптика оказалась очень любопытной.
Canon FD 1.2/55
Тип объектива: «зеркальный объектив» Класс: нормальный Минимальная дистанция фокусировки: 0,6 м. Предназначение: фотоаппараты Canon Крепление: байонет EF Рабочий отрезок: 44 мм Фокусное расстояние: 55 мм Диапазон диафрагмы: f1.2 - 16
Прислал мне все вышеперечисленное небезызвестный в данной рубрике фотоэкспериментатор дядя Ваня. Объектив в превосходном состоянии как по косметике, так и по механике. Глянув ради интереса барахолку, я, конечно, удивился несказанно: купить такой я бы не смог. Впрочем, купить что-то сверхсветосильно-оптическое марки Кенон - дело в принципе затратное, поэтому у меня в руках до сих пор и не было их оптики. Забегая вперед отмечу, что цена вполне оправдана.
Объектив тяжел - около 600 г., - и довольно сложен по механической части. К тушке (в моем случае - к адаптеру) крепится поворотом замкового кольца. Диафрагма имеет два режима - ручной и авто, - на адаптере для Sony есть специальное кольцо, чтобы ее задействовать в обход автоматического режима для штатной камеры. В моем случае оно играет роль репетира, как у Г44М, например. Кольцо диафрагмы узкое, но вполне удобное, в авторежим ставится спецкнопкой-фиксатором, но мне это сейчас не нужно. Кольцо фокусировки широкое и хваткое, вращается градусов на 200.
Кроме адаптера в комплекте с объективом была штатная бленда. Интересна эта штука тем, что крепится не на резьбу, как я привык, а на свой байонет, но сидит в нем крайне неуверенно, и то и дело норовит слететь. Ума не приложу, как это исправить…
Оптическая схема - асимметричный анастигмат, 7 линз в 5 группах, - очень похожа на биотар, разница лишь во второй части, где на одну линзу больше. А биотар - это портреты…
ГРИП на бесконечности: f1.2, f5.6, f16.
На открытой диафрагме - картина маслом: картинка, субъективно чем-то схожа с ранними Г-44 и МИР-1. Мягко-мыльно… В остальных положениях - достаточно четко и внятно. То же относится и к цветопередаче. Прирожденный портретник.
Кстати о портретах…
МДФ и ГРИП на МДФ.
Минимальная дистанция фокусировки немного больше, чем у 44-х Гелиосов: 60 сантиметров против 50-ти. ГРИП на открытой вполне вменяемой ширины: и промахнуться будет сложно, и для уверенного размытия фона вполне хватит.
Что касается хроматизмов… я просто оставлю это здесь. Они есть, но ничего необычного мной не обнаружено…
Контровой свет: f3,5, f5.6.
В контровом свете начинает проявляться сверхсветосильная природа. Диафрагму приходится прикрывать примерно до середины, чтобы получить на снимке хоть что-то.
Солнце в кадре: f5.6, f16.
Про Солнце и говорить не приходится: закрывать и посильнее. Впрочем, и так ясно, что никакой вменяемый фотограф так снимать не станет… И вообще: все перечисленное здесь - тест ради теста... впрочем, как и всегда.
Боке: f1.2, f5.6, f16.
С цветопередачей, как и ожидалось, проблем не возникло. Цвета передаются с достаточной степенью достоверности.
Ночная съемка.
Если вы видите тут только одно фото, значит керосином для лампы мне разжиться так и не удалось. Впрочем, и без керосинки все понятно: сферохроматизмы, яркая сферическая аберрация (форма в данном случае обусловлена группой светодиодов) и бледная разноцветная кома, которую притушила фильтрами камера, и, как я не пытался вывести ее ярче - ничего не вышло. Это хорошо.
Вывод сделать будет сложно. Этот Кенон мне сильно напомнил Гелиос 44М, хотя по некоторым показателям последний явно уступает. По-хорошему нужно сделать сравнительный тест с моим фамильным Г-44М, но он сейчас не у меня. Скорее всего, когда я его верну, тест все-таки состоится, но это - вопрос времени. А пока объектив остается у меня. Понравился…