Данная заметка призвана решить две задачи.
Первая - освещение процесса изоляции динамо-машины от корпуса велосипеда.
Вопрос этот остается нераскрытым еще со времен
версии 1.0. Помнится, я тогда только упомянул, что использовал исключительно подручные материалы. Это были две диэлектрические шайбы из неизвестных мне материалов (предположительно текстолит), и цельный кусок изоляции с провода, который мне повезло раздобыть при моем участии в электромонтажных работах. Теперь я не только расскажу, но и покажу как именно это было сделано.
Итак, до недавнего времени, контактный узел соединения динамо-машины и корпуса велосипеда выглядел следующим образом:
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1389.jpg)
Соединение производилось на болт с двумя гайками (одна - в роли зажима для контакта "0") и шайбами (одной из которых выступает лапка динамо-машины). Как все это выглядит в реальной действительности, можно ознакомиться на фото и схематическом изображении.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1393.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1391.jpg)
Как видно на схеме, две шайбы из диэлектриков изолируют электроагрегат от контакта с рамой, а изоляция с провода - от контакта с болтом. Сам болт также оказывается изолирован от рамы, что важно, так как на него будет крепиться контакт нулевого провода для диодного моста.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1392.jpg)
Так было до недавнего времени.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1394.jpg)
В настоящее время все выглядит немного иначе.
Новая двухконтактная динамо-машина по-прежнему висит на изолированном болту, но скорее просто по инерции, чем из технических соображений.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1395.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1396.jpg)
В новой машине немного смущает резиновый валик, но, надо полагать, раз делают, то это должно быть как-то оправдано. Если что - можно без особых проблем заменить вал на металлический со старого генератора.
Что касается металлического вала, во время дождя сцепление с колесом утрачивается почти полностью. Как поведет себя резиновый, пока неизвестно, но, скорее всего, я не решусь проводить такого рода испытания, ведь если металл о резину стирается заметно, то резина о резину должна стираться значительно быстрее.
Вторая задача - ознакомление с внутренним устройством динамо-машины.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1388.jpg)
Естесственно, для разборки была выбрана та, что приказала долго жить в конце прошлого сезона. Она-то и изображена на снимке выше.
Итак, вначале мы с помошью отвертки откручиваем нижнюю крышку с наружным фазовым контактом (процесс разборки не принципиально начинать именно так, но я начал так).
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1397.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1398.jpg)
Под крышкой обнаруживается еще одна крышка - внутренняя. Она выполняет функцию двери в "генераторную", на ее поверхность с обмотки статора выведен контактный провод, который расположен под фиксирующей наружный фазовый контакт пружиной. "Вскроем" дверь в генераторную с помощью любого подходящего инструмента.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1399.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1400.jpg)
В "генераторной" находится ротор из подвижного двухполюсного (надо полагать) магнита, который расположен на оси и "парит" в магнитном поле. При вращении, магнитный ротор и катушка-статор вырабатывают переменный ток. Рядом приведен принцип действия электромагнитноиндукционного генератора.
Подробнее об электромагнитной индукции.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1401.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1402.jpg)
Для того чтобы извлечь ротор, необходимо расфиксировать крепление оси. Для этого нужно снять рабочий вал и фиксирующую его гайку.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1403.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1404.jpg)
Теперь ничто, кроме силы магнитного притяжения, не мешает нам извлечь ось вместе с ротором.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1405.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1406.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/dave7447/_blogs/h-1407.jpg)
Извлечь статор без повреждения корпуса не представляется возможным, да и не за чем. На этом и закончим демонтажные работы.
Спасибо за внимание.
Серия "КБ" и не только.