Click to view
Многие девушки отписались у себя про этот фильм - правда, в основном про костюмы, сатиру на New York East End и про то, как важно уйти с вечеринки с правильным парнем. Меня даже не смутило то, что режиссер - Вуди Аллен. В свете его последнего творчества я рассчитывала посмотреть что-то вроде Midnight in Paris или To Rome with love.
Никто-никто не упомянул, что этот фильм - аллюзия на "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса. А меня это буквально с первых поворотов сюжета поразило, как Жасмин напоминает мне Бланш. Капитан Очевидность...)))) Правда, фокус наведен на Жасмин (Бланш) и в меньшей степени Джинжер (Стелла), а образ Стэнли разобрался на собирательный образ нескольких мужчин.
Вуди Аллена, конечно, слегка ненавидишь, потому что этот фильм у него - очередное королевство кривых зеркал и, в общем, по большому счету, никого не жалко. Жасмин упорно считает, что женщина может состояться только через мужчину, плюс когда надо включать мозг, совершает спонтанно очень глупые поступки под влиянием момента. То есть, даже в ее нацеленности на потребительскую жизнь, она отчаянно эмоционально факапит. А факапит потому что врет себе. Сестра мозгом не думает вообще и живет по принципу, что как-то все само собой образуется. Выбирает действительно лузеров, но не потому что они - не конгрессмены или удачливые финансисты, как считает Жасмин, а потому что они такой же планктон, как и она, у которого смысл жизни - пивко с друзьями перед ящиком после работы. Меня в пьесе даже больше трогала Стелла, чем Бланш, которая все же по большей части упивалась жалостью к себе, потому что Стелла, живя в ситуации бытового насилия, понимала, что из себя представляет Стэнли, и любила его, и в то же время деваться ей было некуда, беременной, без работы и собственных доходов. И она видела в Бланш то светлое, что в ней было - ее стремление жить лучше и счастливей, ее надежду на лучшее. Вуди Аллен, конечно, жуткая язва, потому что, поместив действие в наши дни и противопоставив классовое разделение Жасмин и Джинжер, говорит, что с послевоенных лет (пьеса была написана в 47 году), дорогие женщины, ничего не изменилось.
Ну почему-почему в 2013 году Жасмин ломается из-за несложившегося брака, как сломалась Бланш в 1947? Если подумать логически, ничего ведь не изменилось в ее ситуации, кандидата она не любила как-то особенно сильно, она так же могла продолжать работать и учиться на дизайнера, как она делала до встречи с ним. А так начала бы работать декоратором интерьеров и потенциальных кандидатов в мужья, удовлетворяющих ее критериям было бы больше, ну и красивая жизнь - если это так важно. Просто надо было взять себя в руки, продать сколько-то цацок, съехать от сестры с ее ухажерами и пахать на свою мечту. Но она так же инфантильна, как и Джинжер, ничем не лучше.
Честно говоря, когда я читала пьесу и несколько раз смотрела постановки - каждый раз меня очень сильно пробивало именно от ощущения, что всех ужасно жалко, у каждого своя правда и сделать ничего нельзя. И я не очень люблю авторов, которые ставят такой подход во главу угла, без какой-либо цели про что-то рассказать этим еще. От таких сюжетов, в литературе, кино и театре, возникает ощущение выученной беспомощности, а ее и так в реальной жизни хватает, стоит только почитать новости. Но Вуди Аллена отчасти получилось тоньше: вариантов побега из курятника масса, но человеческая глупость и жалость к себе все побеждают.