У каждого есть такой человек, который на него очень сильно повлиял. У главного героя такой человек умирает в начале книги и оставляет его в полном недоумении, что случилось и почему.
В целом, мне не понравилось, хотя начало было многообещающим. Для меня главным героем этой книги с самого начала стала Юлия, сильная, умная, ироничная женщина, которая про "чай на полночных кухнях и нам было нужно так много", фасилитатор, катализатор, трансформатор, держатель, как угодно. Главным образом, меня цапануло начало тем, что напомнило мне характер отношений моих двух близких друзей. Может, не совсем и не вполне, но то, как я это вижу по крайней мере. В книге, героиня совершает поступок и я думала, что объяснение этого поступка и станет основой книги, что поняв эту женщину, герой немножечко прочухает жизнь, но оно так все и потонуло в его скучной экзистенциальной рефлексии о самом себе. Бэспросвэтно.
А еще эта книга очень сильно про Москву и про отсутствие любви в этом городе, про столкновение железными скафандрами друг об друга, про мелочность чувств, про одиночество, которое выедает душу, а не обогащает ее. Про мужчину, который тонет в 18% сером, который окружает себя хорошими, умными, красивыми женщинами, каждая из которых умна и красива по-своему, но ни одну из которых он не любит, не любит своих детей, не любит своих друзей, не любит то, что он делает и вообще глобально не любит и все время врет, себе, им и всем вокруг и завидует, которого ничего, даже смерть не может зацепить по-настоящему.
Очень много в рецензиях пишут про стиль Гришковца, что он то ли стилизует простоту, то ли писать не умеет. Для меня этот бедный язык стал еще одной чертой к характеру героя, он такой же бедный душою. Но я не знаю, я ничего не вынесла с этой книги, она меня утомила, закрываешь ее и думаешь, как тот волшебник: "А ты знаешь, что всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда все им удается. И ты прозевал свое счастье. Прощай. Я больше не буду тебе помогать."