Патриотам и всем другим смотрящим, посвящается.

Oct 10, 2012 12:33

Совершить это извращение, и нарушить данную себе "нерушимую" клятву, меня заставил комментарий одного старого знакомого, суть которого (комментария) заключалась в том, что он патриот, и поэтому смотрит и интересуется только местными (фильмами) сериалами. Суть, разумеется, в моем изложении, без цитат и согласования с автором.

Мое мнение о роли современных пост-советских фильмов и сериалов в "культуре" и дискурсе населения страны сформировалось давно, и достигло того уровня, когда, материализовов свое мнение по афише или названию, я его никогда не менял, даже не удосужившись посмотреть очередной шедевр.

Не принимая во внимания советские творения о Штирлице, Роиссии молодой и прочие многосерийные гаврилиады - это был вполне себе прекрасный и нескучный способ занять несколько вечеров подряд, вместо того, чтобы смотреть в это время вести с полей, анука-девушку или кобзониану. Думаю, что фигурное катание, хоккей и вокруг смехов были популярны именно по этой причине :)

Переходный период охарактеризовался многочисленными выхлопами с участием кокшеновых, крачковских и прочих "участвовавших", исполняющих роли советских идиотов в новом, необычном и непривычном для себя положении, которое навевалось ситуацией в стране.

"Молодые" режиссеры, новые актеры, "Идиот" всея Руси, улыбаха-безруков и прочие новинки не добавили оптимизма и веры в возрождение (или рождение?) кино, как искусства. Не буду утомлять вас творениями комдива - как убедились самые стойкие - это та же гаврилиада, только дорогая. Ранние - вполне, только если усатого убрать :)

Примерно в то время, я смог заставить себя остановить проигрыватель DVD, вынуть диск, исцарапать его ножом, оплавить зажигалкой, сломать и выкинуть остатки в мусор спустя 10 минут просмотра фантастического (по идиотизму) шедевра о детях, будущем и путешествии во времени. До этого момента, такого кощунства я себе не позволял, а после него - dvd for  moscow and russia only больше в руки не брал.

Всё шло и все карты ложились туда, что надо было прекращать этот эксперимент с поглощением высеров масс-культуры.

И вот, вчера я совершил то, что 12 лет назад поклялся больше никогда не делать. Я посмотрел на то, что "убивает и отупляет людей" и в этом процессе мне сопутствовала удача. Я сделал это, с философской точки зрения, симпатизируя своим будущим и воображаемым оппонентам в праве услышать актуальную и аргументированную позицию. И могу сказать, без хвастовства, что этот опыт прошел не зря. И теперь, даже если я встречусь с оскароносным российским сериалом, я буду готов.

Если без цитат, то да - я посмотрел телевизионный сериал. Современный. Новый. Одну серию. В интернете.

О сделанных мною выводах, чуть позже. Для начала пояснения.

Разумеется, за эти годы я видел и телевизор и картинку в нем и слышал звук из него. Не помню, чтобы мне это доставляло удовольствие. Особенно запомнилось, когда пришлось просидеть в примоечном псевдокафе полтора часа, под аккомпанемент какой-то песни года, в ожидании окончания наномойки машины. Это была мука! На улице было холодно, а окружающие, похоже имели иммунитет к этой заразе.

И сериалы видел. Как-то в общественном месте в телевизоре, группа скучных, но ухоженных артистов исторгала (или изрыгала?) пошляцкие и примитивные шуточки.
Мне пояснили, что это был сериал о врачах, с участием главного священноигрателя. Скажу честно, я думал что интерны - это о медицине.

Конечно, были и неплохие, хорошие и просто прекрасные фильмы. Тот же Миронов в "Августе 44-го". Финальная сцена была бы просто гениальной, если бы не выкинули из фильма линию и мысли коменданта. А так…
"Война". Я полюбил Чадова, правда, чтобы позднее разлюбить за всего его остальные работы.
Крепко вставил "Как я провел этим летом". Крепко. И игрой, и оператором.

Но это все крупицы, которые надо тщательно выковыривать из моря помёта. Они, несомненно, стоят того, но речь-то начиналась с патриотизма. И на патриотов-то, льются - помои, судя по всему.

Чтобы проверить это утверждение, я и нарушил клятву и честно просмотрел 45 минут нового, свежего сериала про "я отменяю смерть".
Честно смотрел и искал именно то, что стоило бы хвалить, и чему следовало бы радоваться  с точки зрения продукта,  а не его содержания.

Что не нашел: оператора, сценаристов, создателей диалогов, постановщика, режиссера. В следствие последнего - игры актеров, тоже не увидел. Учитывая, что не далее как вчера я наслаждался потрясающим фильмом со slo-mo в начале, и низким рокотом возвращающегося  планетоида в конце, можно понять и оценить диссонанс, который возникал у меня при просмотре.

Чему обрадовался - размеру и оснащению квартиры у сироты-интерна, живущей вместе с братом-распиздяем.
Еще порадовался той невыразимой свободе, которая посетила сценаристов, когда они осознали, что суперспособности - это навсегда и в любом виде. Это вам не  Day Break, где как-бы поджимает время и наказание, это круче - День Сурка, но управляемый. Хочу еще раз вернусь, если надо, и еще, и еще.

Я серьезно. Это та степень свободы, которая доступна только в сегодняшней России, когда свобода не подразумевает ответственность. Даже перед здравыми смыслом, не говоря о зрителе. Радоваться надо. Ее же еще и раскрепощенностью назовут…

Возвращаясь к началу, а точнее - какие фильмы и почему надо смотреть? Конечно, не потому, что патриот и не те,  которые в связи с этим фильтром выбирается.

Фильм, если его называют художественным фильмом, - это прежде всего эмоции. Сильные эмоции. Возможно - непривычные или даже чужие эмоции. От этого они только сильнее. Фильм - это возможность узнать эти эмоции и/или переживать их снова и снова.

В Фильме - зритель не смотрит на приключения героев - он участвует в этих событиях, будучи там непосредственно, сидя на плече. Поэтому, когда главный герой ведет себя как типичный плохой актер, зритель попадает не в моменты жизни главного героя, а на съемочную площадку, на которой плохие актеры под наблюдением плохого режиссера переводят храмовую пленку или цифровые носители для очередных снафов. А зрелище это одинаково(е и) отвратительно вне зависимости от сюжета и фабулы.

Все массовые коммуникации - все они об эмоциях, поскольку эмоции - средство анализа и обратной связи в коммуникативном процессе. Но в массе своей - как дешевая водка - и пахнет не медицинским и на вкус, как ацетон.
Научиться находить среди этого потока те изысканные исключения - легкие и чарующие на носу и с долгим, запоминающимся послевкусием - это, несомненно, задача Зрителя.
И если он делает это, оперируя гранфаллонскими критериями, например патриотизма,  тут уж, как говориться, помочь нечем - почти диагноз.

Такие дела.

Да, но главное, что я вынес из всего этого анализа - я понял, что есть современное российское массовое кинопроизводство.

Это тот элемент зарубежной культуры, который мы, по несчастью (судя по всему) пропустили и теперь пытаемся этот гэп покрыть, плодя один за другим по устаканившимся клише одноразовые поделки.

Это - комиксы. Обычные бумажные комиксы. Средство выражения, которое убило воображение, свойственное книгам, предоставив конкретный визуальный ряд, но не получив от визуализации той выразительности и точности, которое может дать только профессиональный, бережный и трепетный подход к Зрителю всей команды, производящей Продукт.

Это - комиксы, где самое главное - антураж, правильный ракурс главного героя в кадре, некое действие и необходимый набор текста, который должен быть "произнесен", чтобы мысль читателя двигалась в рекламно-управляемом направлении.

Разница только в том, что комикс убьет всего 5 минут жизни.

Вероятно, этот этап развития кино закончится. Надеюсь, это произойдет и в результате, масс-культура сможет хотя бы понять ключевой принцип своих зарубежных аналогов - исключительное качество, направленное на Зрителя, которое просматривается в каждом действии и в каждом кадре. Это как в Грозном видно, на какие новые дома ушли федеральные средства, так в хорошем шоу видно, над чем работали авторы.
Это не ласкание свое режиссерского эго, не распил бюджетных культурных денег, не продвижение новых гранд-кокет и очередных смазливых девиц в очередные "открытия" года и не редкие выстрелы, достойные попасть на артхаузные фестивали.
Это - тяжелый ежедневный труд на благо Зрителя и только его одного.

А пока мы к этому идем, "патриотам" прочим потребителям придется удовлетворяться очередной порцией героической фантастики о жизни своей страны, напечатанной на второсортном картоне с казеиновым ароматом, клейким послевкусием и безликим комком в желудке после пережёвывания.
Previous post Next post
Up