А потом пришла Ольга и все опошлила)

Nov 03, 2015 17:07

И, подводя некоторый итог предыдущему, попытаемся немного реконструировать события тех лет:

Первое десятилетие X века - в земле ильменских словен (и псковских кривичей?) под эгидой варяжской корпорации происходит образование "державы Олега Вещего". Скорее всего не первой в своем роде, но оказавшейся неожиданно очень успешной, хоть и недолговечной.

В середине-второй половине нулевых годов оно распространяет свою власть на земли мери и смоленских кривичей, где еще с середины прошлого века действуют основанные варягами фактории со смешанным населением (Тимерево, Сарское городище, Гнездово), получая выход к Волге и Днепру. В 908-910 "держава Олега" переходит к масштабной экспансии сразу по обоим этим направлениям, что выливается в Каспийские походы и завоевание Киева. Происходит первое объединение Севера и Юга, владения "рода русского" впервые простираются от Невы на севере до среднего течения Днепра на юге, от мерянских лесов на северо-востоке до Деревской земли на западе. Хазарский каганат теряет своих данников - полян, северян, радимичей. Все вместе это не может не привлечь внимания византийской дипломатии.



Смерть Аскольда и Дира.
В 910-911 гг. Олег предпринимает поход на Византию, но как и Игорь позднее в 943 г., оказывается остановлен еще на пол пути где-то в Причерноморье мирными предложениями греков. Подписывается договор 911-го года, однако собранное для похода войско не распускается, а, вероятно по подсказке византийцев, перенаправляется на уже привычный русам Каспий. Так как для того, чтобы пройти проторенным ранее маршрутом через верховья Волги, им пришлось бы сделать колоссальный крюк, предпринимается, опять же скорее всего по совету империи, неожиданный шаг - флот направляется в Азовское море, и русы просят хазарского кагана пропустить их вверх по Дону к переволоку на Волгу в районе Саркела. Каган соглашается, русы уходят на Каспийское море, где громят владения мусульман, противников Византии. Но на обратном пути они, отягощенные добычей, подвергаются нападению вышедшей из повиновения мусульманской гвардии кагана и примкнувших к ним прочих любителей пограбить награбленное. Уцелевшие русы уходят вверх по Волге, намереваясь вернуться домой самым простым и проверенным маршрутом - через земли мери, по пути подвергаясь нападениям еще и буртасов с булгарами.

После гибели в походе 912-913 гг. значительной части своих людей (да и ополчений зависимых племен, что не могло не вызвать их недовольство) Олег теряет опору на совсем недавно завоеванном Юге и уходит назад на Север, рассчитывая вернуться уже с новым войском (как позднее, в 1015-1024 гг. Ярослав Мудрый). Предания не сохранили даже отголосков какого-либо мятежа против Олега, вынудившего его оставить Киев, т.е. это было не бегство свергнутого правителя, а отступление человека, почувствовавшего, что земля начинает уходить у него из-под ног. Однако, вернуться ему было уже не суждено. Олег вскоре умирает, а его недолговечную империю растаскивают на куски "диадохи". Именно к 920-м гг., а не ко второй половине IX века, видимо, относятся сообщение арабских авторов о "трех группах русов" - Куябе (Киев), Славии (словене ильменские) и Артании (?). В действительности осколков "державы Олега Вещего" скорее всего было больше, но во главе именно этих трех стояли представители "рода русского".

В 930-х гг. Игорь, сын (или внук) одного из "диадохов Олега", удержавшего за собою область ильменских словен, мери и кривичей (или собравшего их воедино самостоятельно и уже в таком виде передавшего наследнику), повторяет путь Олега. Но для начала он проводит переформатирование подвластных ему областей: центр словенской земли из Рюрикова городища переезжает в Новый город (Новгород), рядом с Тимерево основывается Ростов, а подле Гнездово - Смоленск. Союз с псковскими кривичами и местной варяжской корпорацией подкрепляется женитьбой на Ольге. В переезд стольного града псковских кривичей из Изборска в Псков я все же не верю - Изборск в силу своего географического положения категорически не подходит на роль какого-либо центра, да и заметно уступает Пскову в древности. Впрочем, не обязательно в земле псковских кривичей вообще был некий единый центр. В любом случае, видимо, именно с этого момента и в силу именно этого брака (что служит косвенным доводом в пользу псковского, а не болгарского происхождения княгини Ольги) Псковщина полностью теряет самостоятельность, сливаясь с областью словен и становясь неотъемлемой частью будущей Новгородской земли. Княжение в Пскове в начале XI века Судислава Владимировича и существование независимого Псковского княжества - миф, возникший из произвольного толкования текста летописи. Реальные попытки обретения Псковом независимости начинают предприниматься лишь в XII столетии, начиная с новгородской "революции 1136 года".



Игорь и Ольга. Памятник Тысячелетие России в Новгороде Великом.
Закончив с преобразованием Севера, Игорь завоевывает Юг, воссоздавая "державу Олега". И, в точности следуя его примеру, пытается добиться признания Византии, организовав поход 941 г. Излагаемую Кембриджским Анонимом историю конфликта русов с Хазарией я оставляю на полях этой схемы, так как трудно судить о том, к какой конкретно эпохе она относится - в самом деле Игоря или же еще Олега? Указание в тексте на время правления императора Романа I Лакапина может быть объяснено вплетением в рассказ событий русско-византийской войны 941 г., действительно имевшей место быть при этом императоре. Но далеко не факт, что нападение Хлгу на Самкерц в самом деле предшествовало этим событиям, а не произошло несколькими десятилетиями раньше. У нас нет весомых оснований верить выстраиваемой автором КА последовательности эпизодов и их взаимосвязи.

Но, возвращаясь к нашим баранам. В 941 г. Игорь терпит обидное поражение. Однако уже в 943 г. он предпринимает новую попытку, и на этот раз таки его, как и Олега, встречают предложением мирного договора. Соглашение подписано, а войско (хотя скорее лишь небольшая его часть, так как масштабы были куда скромнее), как и в 911-м, перебрасывается на Каспий - поход 943-944 гг. на Бердаа. И на этот раз у нас нет никаких сообщений о том, что русы повторили ошибку своих предшественников, доверившись хазарам, т.е. они таки не поленились и зашли со стороны Ростова. Но сам Игорь практически в то же самое время гибнет в Деревах по причине своей алчности, и у руля грозящего вновь расползтись на куски государства оказывается Ольга с малолетним Святославом на руках...

А дальше происходит "революция княгини Ольги" и такая масштабная зачистка "рода русского", что через пол века-век от воспоминаний о временах Олега и Игоря и "междуцарствия" 920-х остались жалкие рожки да ножки. Так что летописцам конца XI - начала XII вв. пришлось уже изобретать Рюрика и насиловать логику и здравый смысл, белыми нитками сшивая хронологию, превращая Игоря и Ольгу в библейских патриархов с неестественно долгой продолжительностью жизни. А современных историков выть волком и лезть на стену, не в силах понять хоть что-либо в этом бедламе))

Спасибо тебе, Оленька) Спасибо, землячка! В отместку мы тебе в 2003-м на тысяча-столетний юбилей вашей с Игорем мифической свадьбы (это какая кстати, свадьба будет? алмазная или там титановая отдыхают, тут низкообогащенноурановая, не меньше!) аж два памятника сразу отгрохали! Чтоб тебе икалось)))

заметки на полях, Господарство Псковское, история

Previous post Next post
Up