Какая только дурь не лезет в голову...

Sep 13, 2015 22:58


Смотрю сейчас свежий сериал от Нетфликсов "Нарки", посвященный Пабло Эскобару, становлению его империи, противостоянию с DEA, ну и дальше понятно. В процессе захотелось вдруг пересмотреть чем-то похожий на него фильм "Гангстер" (вообще-то, "American Gangster") Ридли Скотта с Дэнзелом Вашингтоном и Расселом Кроу, байопик о жизни Фрэнка Лукаса, так же наркобарона, но уже американского и относящегося к более старшему поколению, наладившего в свое время поставки героина из Вьетнама в гробах погибших американских солдат. И, наверное, на фоне такого небольшого передоза наркобаронов на час экранного времени чтой-та вдруг резануло глаз то, как старательно раз за разом создатели всевозможных, и данные две отнюдь не исключение, а как раз типовое правило, гангстерских саг подчеркивают в главных отрицательных своих героях те или иные черты, которые их даже не очеловечивают, а чуть ли не возвышают. Ну ведь правда же, какую криминальную драму об очередном короле преступного мира ни возьми, нам обязательно расскажут о том, что ГГ, конечно, подлец и мерзавец, но при всем при этом он почти наверняка окажется еще и заботливым сыном, любящим отцом, верным мужем, что-нибудь еще там такое ввернут. Так что, в итоге по просмотру фильма даже и не знаешь, относиться ли к герою как к негодяю или... Немногочисленные исключения, вроде "Лицо со шрамом" де Пальмы, стоят особняком.

И вроде все правильно, все так и есть. И самый страшный преступник - такой же, в общем-то, человек, как и любой другой, среди множества граней его личности могут быть и самые что ни на есть светлые. А любой хороший человек, и даже вовсе герой, в каких-то вещах, в каких-то жизненных моментах может оказаться тем еще говном. Жизнь она такая, цвета хаки. Глупо ставить это в вину кинематографистам, хотя, признаться, оно и набило уже несколько оскомину.

Но вот что внезапно подумалось... Наверное, именно на сцене раздачи героем Дэнзела Вашингтона бесплатной индейки на день благодарения в Гарлеме мелькнула невольная, пусть и очень отдаленная ассоциация с некоторыми событиями в наши дни. Да-да, на Украине. Куда ж уж мы без "чтотамухохлов"? Подумалось вдруг - а ведь когда-нибудь все эти события так же лягут в основу художественных фильмов. И не все они будут посвящены тем или иным положительным героям. Рассказ о жизни мерзавцев всегда был не менее интересен зрителю. И, как знать, не увидим ли мы лет через двадцать-тридцать гангстерские саги о таких персонажах, как Семенченко, Коломойский, Корбан, Филатов? Но если к Сэмэну еще можно относиться более-менее иронично, это скорее типаж современного Остапа Бендера, мелкий жулик, проходимец, лишь волею случая взлетевший в "национальные герои" и дальше в политику. То Коломойский и его банда - это уже реально матерые рейдеры, у которых и задолго до гражданской войны на Украине руки были по локоть в крови.

А ведь никуда не денешься. Через двадцать лет стукни какому режиссеру в голову снять фильм о судьбе одного из антигероев украинской драмы, и тот же Корбан или там Филатов будут смотреться вот примерно так же, как сейчас смотрятся Фрэнк Лукас или Пабло Эскобар. Люди, которые и собственноручно совершили не одно убийство, а уж сколько человек они обрекли на медленную мучительную смерть той наркотой, что торговали... Однако же, мы смотрим на них и почти совсем не чувствуем отвращения. А где-то в чем-то чуть ли даже не похлопываем мысленно по плечу - мол, ты, конечно, гангстер, но мужик все равно неплохой. И при мысли о том, что подонки дня сегодняшнего когда-нибудь, став героями подобных же фильмов, будут вызывать у зрителей те же самые эмоции... становится как-то не очень приятно.

Сила искусства, мать его. И аберрация близости.

бурчательное, кино, ТВ

Previous post Next post
Up