Заметки о делах наших скорбных

Nov 22, 2024 18:03

Заметки о делах наших скорбных
(к прочтению)

Заголовок интернет-заметки (peregrino_notas): Деловой русич Афанасий Никитин
Гуляя в кузьминском парке, обратил внимание на декоративные лавочки-лодочки рас­ставленные по парку. На них в основном нарисованы разные зве­рушки (панды, ля­гушки, котики), но одна посвящена купцу (или даже деловому русичу, как сказал один олигарх) Афанасию Никитину, который, кажется, первым из русских побывал в Ин­дии.

Ремарка олигарха про делового русича, стоит напомнить, сопровожда­лась описа­нием сложностей с которыми могут столкнуться предпринима­тели при ведении бизнеса как на родине, так и за границей. И в этом смысле ссылка на Афанасия Ни­китина очень символичная. Если посмотреть фильм о нем, то там тоже неплохо по­казаны трудности, которые стояли перед куп­цом, пытающимся вести трансгранич­ную торговлю, да еще и в XV веке.

Надо признать, в бизнесе он особо не преуспел и прославился больше как путеше­ственник и тревел-блогер. Такой вот непутёвый деловой русич.
---------

Я: Вообще-то Русичи-Русици - гапакс «Слова о походе Игоря», ну а, кроме того, видимо, довольно глубокий поэтизм, очевидно не свойственный Русскому разговорному, деловому и народному языку (в каком-то плане сравнимо с Ломо­носовскими Россами).
Есть ещё анало­гичные гапаксы на Балканах - Русиничь, Русиновичь и Ру­сичь, - но это скорее фамилии, целиком укладывающиеся в местную традицию - Грчичь, Влашичь, Угричь, Печенежичь и Српчичи, Гусичи и Гусичь, Снатичи и Снатичь, откуда же вероятно происходит и Русское Венедици-Венедичи - о Ве­нециан(ц)ах. В собственно Русской традиции тот же формант, выступая за рамки фамильяр­но­сти (фами­лии-отчества), пускается в экзонимию, в том числе к язы­чески-ро­довым структурам (Кривичи, Вя­тичи, Берендичи, Тоймичи, Вогуличи) и даже еретикам (Свеичи). Таким образом, если на Балканах формант «-ИЧ-» вполне лоялен Хри­стианам, то в Руси он кажется строго отделяет Православную конфессию от про­чих, осо­бенно от язычников. Разумеется, к XV-му веку о язы­ческой Руси прихо­дится за­быть. Впрочем, Русичи в «Слове» - уже ортодоксаль­ные Христи­ане и противо­поставляются совершенно поганым Половцам, и судя по всему фа­миль­яр­ности или пан-Славянской поэтики в этом гапаксе куда как больше, нежели ре­лигии. При том что в древней Руси читать и писать умели женщины, во всяком случае горожанки, отсутствие Русичей где-либо ещё - весьма красно­речиво. В XI-XII-ом веках Славянизированная Русь ещё тем не ме­нее помнила Скандинав­ские имена (Улеб, Ивор, Якун, Глеб), в дальнейшем же, не пропущенный на нацио­нальный уровень бытия развитием категории «отче­ства» и фамильярностью, формант «-ИЧ-» локализуется Русским языком среди примитивных народов, ещё язычни­ков; «Слово» знали, оно например отразилось в «Задонщине», но Русичей уже не воспро­изво­дили. В свою очередь, в дневнике Афанасия есть Русаки - тоже, между про­чим, абсолютно безучастный Церков­нославизму термин, он встречается в гос. дело­производстве XV-XVI-го веков - Афанасий отлично владел современным ему национальным (народно-государ­ственным) языком.
И важна всё-таки сама по себе видовая принадлежность форм Русь (во­сточно-Славизм) и Русы (у других Славян, которых внешнее подобие Русов ру­сым не смущало, тем более что собирательный формант «Ь» у них почти не со­хранился) - они исконны и принципиально асимметричны (Българы-Българин-Българка), и если безсуффиксальная форма с очень большими оговор­ками для «истых» Славян ещё как-то, условно приемлема (Чехы, Хърваты - ?), то соби­рательная - ни­сколько (в некоторых исключительных случаях она будет прили­пать к истым Сла­вянам - Сербь, «Словачь», - но уже под влиянием Славяни­зации Руси и Рус­ского языка), она подсказывает неологистичность и эпизодич­ность гапакса Русичи, сдобрен­ного вполне вероятно ино-Славянским влиянием; как может быть и в упрощенном единственном числе Москвич(ь), вместо пра­вильного Моск­ви­тин, при том что Москвичь может служить собирательным к множественному Москвичи (этноним по типу собирательного Москва (как Ла­тыгола, Корела, Югра, Мордва) возникнет (в союзном Польско-Русско-Литовском государстве, как экзоним), однако он слишком вторичен к топо­ниму Москва-Мос­ков) - вместе с собира­тельным числом какая-то архаическая последова­тель­ность (Тверитин) могла дольше переживаться на северо-восточ­ной Славян­ской периферии. Интересно, что в «Слове» нет самого слова Русь (собиратель­ного), а это может создавать и ощуще­ние значения множественности для Руси­чей, поз­воляющих предположим об­ходить множественность Русов, в древне-Русский пе­риод на Руси не востребо­ванных (наверно и русы(е) тоже мешали), но тогда опять же очевидна избиратель­ность и композитность, избыточность и сверх-асиммет­ричность явле­ния.
Итак, раз Русь изначально были Варягами, а не Славянами (многие Славяне носили самоназвания на «-ИЧ-» («Бъдричи», «Житичи», «Лендзичи», Радимичи, Вятичи, Семичи), но Русь не были Славянами), их формы един­ственного числа Русин и Руска не допускают исконного существования как весьма Славянообраз­ной формы «Ру­сичи», так и соответствовавших тогда бы ей единственных чисел, ни правильных «Руситин» и «Русичка», ни про-Балканского либо пан-Славянского «Русич». Характерно ведь, что Бал­каны засвидетельствовали в первую очередь варианты Русиничь (XII-ый век) и Русиновичь (XIII-ый век) - всё от того же Ру­сина. Выходит, что Ру­сичи «Слова» - есть уникальный казус произвольного вы­бора множественной формы к обще­известному восточно-Славянскому собира­тельному Русь. И по­хоже, что совре­менный Интернетный русич - это фантом, хоть и привлекатель­ный, но одно­значно фэнтезийный.
На деле столпом всей большой древне-Русской литературной эпохи, протя­нувшейся до самого конца XVII-го века, аж до Петровского времени, был Русин. Когда, надо думать, появился Русак (в общем русле с Поляками, Словаками, Бошняками, Србляком), Русин стал ещё вдобавок и антропонимом (сравните - Frank, Lech; сам Русак к XVII-му веку несколько профанируется, на сей раз по вине Рус­ского зайца - ру­сака). С другой стороны, в Западной Руси Русин про­должит своё бытие и после Петра I-го - в составе Русинов. И если Ру­сичи «Слова» ста­но­вятся к четверке Русы-Русь-Русин-Руска пятым колесом, то Ин­тернетный русич - уже шестым.
Для сравнения. Древне-Русская литература хорошо знает единственное число «Немчич», как производную параллель к другому такому же артефакту - «Немчин», и всё это вместо исконного и правильного «Немец». «Ниемьцы» - древнейший Славянский этноним на «-ЬЦ-», а главное популярный, и он рано, уже на самой заре Славянкой литературной эры обзавёлся дополнительными вариациями. «Немчичей» (множественное число) Я не встречал, и наверно это правильно, всё же Немцы - антиподы Славян, поэтому знаменитый, но уникаль­ный Русский Немчич одинаково близок и Сербским Угричу и Гречичу, и Русским Вогуличу и Иванычу.
Некоторые современники Афанасия в провинциальных Франках, такие же купцы, знали только цифры, не умея читать и писать алфавита (по-Латински). Соответственно дневников они не оставили. От­сюда, кстати, эта нетривиальная вариативность самовыражения идентичности у Русских - Русь-Русин-Руска, Русские, Русаки, Русане, Русины, Руснаки, литературные (изыски -) Русы, Ру­сичи, Русиане, - обеспеченная литературной прочностью гигантского народа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заголовок интернет-заметки (chatlanin): Что такое Русь?
---------

Я: Одна из Европейских историй. Сначала это был контингент Скандинавов в Восточной Европе, который славянизировался уже к концу Х-го века. Затем в XI-XII-ом веках огромное число Восточноевропейских племен, в основном Славян­ского рода, обрусели. В XVI-ом веке по удобренной Нашествием и Игом Русской почве зашагали политарные социально-экономические отношения, крепостное право, деспотия, Католицизм. В итоге в ХХ-ом веке эта гигантская нация (литера­турно-государ­ственная идентичность) вымерла. Выжившие в резуль­тате массы (биомассы) об­рели новые (литературно-государственные) идентично­сти.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заголовок интернет-заметки (werewolf0001): Ненавидите ли вы Украину
---------

Я: Смотря чью украину. Японскую украину Я бы полюбил.
Справка. Немец по крови, Николай II-й упрекал Петра I-го в чрезмерной Ве­стернизации, особенно культуры - национальность к счастью отделена от генов, иначе она не смогла бы ни родиться на свет, из «зернышек» Англов, Руси, Таде­уша Чацкого, Септуагинты, ни умереть.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Послесловие: Со смертью блаженного философа Иешуи из Назарета Ев­рейское государство надолго отправилось в изгнание. Русское государство в ХХ-ом веке просто вымерло и исчезло - очевидно Большевикам, Федерастам и прочие фарисеям удалось увеличить число пришествий с двух до сотни, а то и до всей тысячи, благо что в крепостно-колхозно-многонациональной стране (то есть в неграмотно-необразованной в силу несвободы) народ (национальность) и население (массы) не совпадают и первый может уступать в числе второму весьма значительно.
Previous post Next post
Up