Создан и работает добровольный поисковый отряд
«Лиза Алерт», ставящий своей задачей оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей (и взрослых). Подобные организации добровольцев складываются и в других городах России.
Хорошее начинание в условиях неспособности правоохранительных органов справиться со столь масштабной задачей - найти каждого пропавшего человека и, желательно, вовремя.
Только по официальной статистике в России пропадает примерно 15 тысяч детей в год. Около 10% из них так и не удается найти. Это значит, что порядка полутора тысяч детей каждый год пропадает бесследно. По данным волонтеров, примерно треть из пропавших детей найдены погибшими в результате несчастных случаев или насилия. Примерно 30 тысяч детей ежегодно подвергается насилию.
Куча причин испортить себе настроение (да и тем, кто будет это читать), и я нахожу еще одну. Увидев сайт «Лиза Алерт» я погрузилась в мрачные воспоминания двухлетней давности. Так случилось, что я пристально следила за событиями тех дней. За каждой буквой и каждым словом на поисковом форуме, где отписывались волонтеры, принимающие участие в поисках Лизы Фомкиной пяти лет. Сейчас по запросу в поисковике выдается немало бреда, откровенной отсебятины и прочей дезинформации о некоторых важных деталях.
Кто-то из участников поиска обратился на эзотерический форум с просьбой о помощи. Людей, чувствительных (во всех смыслах) там не мало. То не магический салон какой-нибудь госпожи Вивианы, которая за пачку долларов пообещает найти кого угодно и где угодно. Два человека тогда практически до нервного срыва дошли и спать не могли нормально. Всех, пытавшихся помочь (находясь за многие километры от места событий), естественно, дискредитировали и назвали ругательным нынче словом «экстрасенсы», от которых никакого толку, только вред. Я не в обиде на волонтеров, которые несколько дней с утра до ночи прочесывали местность, и представляю, как горько им было узнать, что опоздали они совсем чуть-чуть. Бесят любители почесать языками о пьяных родителях, о психбольной тетке, о шарлатанах-экстрасенсах.
К слову, после этого случая темы о «потеряшках» на форум более не допускаются.
Почему я вспомнила об этом? Потому что нежелание специалистов (оперативников, криминалистов и т.п.) восстановить реальную картину событий (ну кому это нафиг надо, если смерть не насильственная) скрыло факт насилия. Я до сих пор в этом уверена.
Дом
Итак, большинство отписавшихся на эзотерическом форуме в теме о пропавшем ребенке, не сговариваясь (разумеется) утверждали, что и женщина, и девочка живы, находятся в доме. На тот момент действительно были живы. А вот где находились - большой, больной и важный вопрос. По официальной версии - блуждали по лесу, заблудились и погибли. Потом все себе локти кусали, что теряли время на поиски в деревне и ее окрестностях, что надо было лучше прочесывать лес. Но лес, насколько известно, тоже прочесывался.
Были описания дома. Несколько расплывчатые. Но очень похожее строение действительно было найдено. Только кто же волонтеров пустит? И на каком основании?
От жителей деревни не было ровным счетом никакой информации. Никто ничего не видел, не странно ли, учитывая тот факт, что пропавшая женщина бывала там неоднократно? Хотя бы рассказали, с кем общалась, в какие дома заходила до этого. Но хрен вам.
Соседи
Сейчас пишут, что соседи Фомкиных рассказывали о якобы суицидальных наклонностях Марии (тетки Лизы), о том, что она хотела сбежать из дома и т.п. Откуда это взялось, мне неведомо. В дни, когда велся поиск, они говорили совсем другое. Что Мария гуляет с Лизой во дворе уже 4 года, и никакого неадеквата с ее стороны замечено не было. Да, Мария была умственно отсталой, но олигофрения - это не шизофрения. Соседи же утверждали, что она отличалась лишь тем, что по уровню развития напоминала девочку-подростка лет 13-14 и вполне справлялась с присмотром за ребенком. Время от времени она действительно ходила в ту самою деревню, но никогда там не пропадала и дорогу знала хорошо. В версию «заблудилась» никто не верил.
Собаки
Кому нужны какие-то там собаки? Ну, кто в здравом уме станет обращать внимание на чепуховые выводы, которые можно сделать из-за собак?
Между тем, собак было две. Одна домашняя, принадлежащая кому-то из соседей, но гуляющая на улице свободно. Вторая - общественная собственность двора, где ее подкармливали. Обе, по утверждению соседей, были привязаны к Маше и Лизе. Гуляли с ними вместе во дворе и за его пределами. В тот день две собаки, как обычно, отправились вместе с женщиной и девочкой. Еще одна причина считать версию «заблудились» необоснованной.
Одна из собак (та, что принадлежала соседям) вернулась через несколько дней, но еще до обнаружения тел (и до фактической гибели людей). Без ошейника, который не спадал через голову. Ее осмотрели, обнаружили сточенные когти, землю в ушах и в шерсти, что указывает на то, что собака копала землю. Делала подкоп? Выкапывалась откуда-то?
Возможное предположение, что пыталась добыть себе пищу охотой, к примеру, на грызунов, не выдерживает критики. Хорошо зная путь домой (а она его знала, вернулась же), собака лучше быстрее побежит туда, где жрать дают регулярно. В крайнем случае, пошастает по помойкам, ибо домашние собаки не охотятся ради пропитания.
Что помешало еще живой на тот момент Марии последовать за собакой?
Вторая собака не вернулась вообще. Никогда. Не вернулась во двор, где ее кормили.
Этому может быть только одна причина.
Одежда и обувь
Сколько соплей было размазано по сети на эту тему. Тетка-олигофрен неправильно одела ребенка, сандалики и те потеряли. Однако, логику надо включать. Она одела Лизу на прогулку теплым сентябрьским днем по погоде, а не для ночевок в лесу.
Куда, блять, делись эти чертовы сандалики?! Ну да, ну да, умственно отсталая тетка недопетрила, что пока они блуждали по лесу, ребенок потерял сандалики и ходит босиком. Что ж она ее тогда на прогулку из дома босиком ни разу не выводила, если для нее сандалики - штука не важная? Почему, когда стало холодно, Мария сняла с себя свитер и надела на девочку? Тут ей, выходит, ума хватило.
А может, сандалики эти остались там, откуда Мария очень поспешно уходила с Лизой, и не до обуви ей было в тот момент? И почему в лес? Она же знала, как идти по дороге. Боялась? Или Марию уже мертвой принесли в лес? Может, это абсурдное предположение, но служебные собаки уж очень долго не могли набрести на следы пропавших.
Вопросы есть, ответов нет, а могли бы быть.
Эпилепсия
По заключению судебных медиков Мария умерла в результате эпилептического приступа.
Никто, ни соседи, ни родители Лизы не указали, что Мария страдает эпилептическими припадками. Предположим даже, что родители легкомысленны. Но Мария гуляла во дворе каждый день в течение четырех лет, хотя бы раз припадок мог случиться на глазах у соседей. И когда они пропали, это было важной информацией, о которой вряд ли забыли бы. Мол, может, она просто упала где-то в припадке, и ей не оказали помощь?
Зато я хорошо помню (теперь ищи-свищи в сети упоминание об этом), что кто-то из соседей что-то говорил о мужчине из деревни, с которым Мария водила близкое знакомство. Личность никто не установил.
Эпилептических припадков у Марии, возможно, не было ранее, либо были крайне редки. Кто-нибудь выяснял, не было ли причиной крайнее нервное перевозбуждение или что-то еще? По своему характеру эпилептические приступы бывают разные.
У правоохранителей все сошлось, как в песне. Гуляли в лесу (пофиг, что оделись не для леса, тетка же того…), заблудились, погибли. Несчастный случай.
В случаях, подобных этому, поисковые отряды могут не один день ходить в непосредственной близости от пропавших, если речь идет о насильственном удержании в пределах чьей-то частной собственности.
Между тем, люди тратят свои силы, время и нервы, переживают за результат, за чужие жизни. Сотрудников с «корочками», дающими бОльшие полномочия, не хватает на то, чтобы обойти каждый дом в какой-нибудь паршивой деревне, поэтому олигофрения, неблагополучная семья, все, что угодно может стать уважительной причиной для того, чтобы упорно не подозревать криминального характера происшествия.