Не человек для работы, а работа для человека

Jun 14, 2016 15:58




Каждый из нас по-разному реагируем на одни и те же события в жизни. Одна и та же ситуация может стать источником колоссального стресса для одного, а другой воспримет её менее драматично. Почему же для одного человека это будет "неуправляемый" стресс (inescapable), а для другого "управляемым" (escapable)? Как наш мозг решает, что задание выполнено или "пребывание в стрессе" нельзя остановить, потому что в любой момент может потребоваться собрать все ресурсы организма для решения новых задач?

Перфекционисты и пофигисты

Мы все знаем людей (или сами ими являемся), которые лишаются сна после стрессовой ситуации, да и в течение дня не могут найти себе место, а другие пребывают в спокойствии и безмятежности, их ещё "по-доброму" толстокожими называют. Между флегматично-спокойным и легко возбудимым работниками возникают конфликты на этой почве. То, что наш мозг посчитает "выполненным заданием", зависит от типа личности, от индивидуальных особенностей. Между перфекционистами (их нервная система находится в постоянном напряжении) и расслабленцами (которые постоянно снижают свой уровень стресса) на работе возникают недопонимания, которые приводят порой к серьёзным противоречиям.

Ученые скажут, что люди по-разному реагируют в виду разных биологических стресс-реакций. Не столь сведущие в этом вопросе, но богатые житейским опытом люди скажут, что у всех разная степень пофигизма. А предела у пофигизма нет, как говорится, к совершенству можно только стремиться, но не достичь.

То, насколько человек устойчив к стрессу или, наоборот, чувствителен, зависит от его жизненного опыта и от социальной поддержки, которая ему оказывается. Также детские воспоминания о беспомощности и завышенные требования родителей могут аукнуться и во взрослой жизни тем, что человек гораздо болезненнее будет реагировать на стрессовые ситуации, чем остальные люди. Безусловно, поддержка со стороны коллег и руководства помогает уменьшить стресс.

Поэтому так важно, чтобы работа соответствовала конкретному человеку, его личным качествам. Надо не человека "подгонять" и "подлаживать" под работу, а изначально выбирать человека, чьи личностные характеристики соответствуют работе. Здесь важно помнить, что не человек создан для работы, а работа для человека.

Не переусердствуйте с требованиями к стрессоустойчивости работника, чтобы он смог "выжить" в вашей расчудесной компании, известной в народе как "адский ад". В таком месте долго выдержит разве что только самый уравновешенный пофигист "на расслабоне", но и работать вы его не заставите, потому что ему на вас далеко и глубоко…
Открою одну тайну: когда в объявлении стоит слово «стрессоустойчивость», люди нередко представляют себе в этот момент склочный коллектив и начальника-самодура, а не разъярённого клиента. Как говорится, думаем о худшем, надеемся на лучшее (и подаём на вакансию). Наше сознание всегда готовит нас к трудностям, но ни один, даже самый сложный клиент не вызывает столько страха у кандидата на должность как 8-9 часов в невыносимых рабочих условиях, и так каждый трудодень.

Давайте не забывать, что все: и стрессрезистетнтные, и подверженные сильному стрессу - люди, а не дровосеки-пугало из страны Оз. Очень важно повышать веру сотрудников в собственные силы и умения, быть для них поддержкой, а не надеяться на силу природы, которая однажды создаст для вашего гадюжника работников «со стальными нервами и валерьянкой вместо крови». С рабочего места уходят в течение года-двух, не оттого, что находят каждый раз находят чудесное новое рабочее место, а потому, что не хотят испортить резюме работой в течение месяца, иначе «смылись» бы уже давным-давно.
"Беспокойная" стресс-система

Как уже говорилось ранее, полезный для здоровья стресс связан с решение конкретных задач, которые чётко определены и выполнимы. Однако, многие современные рабочие места не предполагают концентрацию на выполнении ОДНОГО определённого задания. Рабочие условия сейчас связаны с выполнением множества параллельных заданий, а также с контролем и наблюдением за их выполнением.

Речь не идёт только о работниках, которые следят за многоплановой работой механизмов и систем, но и о тех работниках, которые прилежно трудятся за своим рабочим столом. В чем здесь заключается многозадачность вы и сами не понаслышке знаете: необходимость реагировать непрерывно на одновременно поступающие сигналы, порой столь непредсказуемые, и возникающие из различных источников.

Помимо бумажной работы есть ещё и экран компьютера, где тоже немереный ворох работы. Одновременно поступают телефонные звонки и электронные сообщения. К этому ещё надо добавить задания от коллег и начальства. Смахивает на дурдом? И не только на дурдом, но ещё и на больницу. Здесь ситуация очень схожа с офисной работой: врачам и медсёстрам не хватает времени на пациентов, так как они перегружены всевозможной дополнительной работой. Поэтому осмотр пациентов напоминает больше гонку формулы один: доктор на болиде пронёсся по гоночной трассе из пациентов, и не всем удалось выжить.

Большинство рабочих мест сегодня не предполагает концентрацию на определенном задании и фокусировку внимания на нём. От работника требуется обширное, но поверхностное внимание, то есть по верхам, на скорую руку и вуаля - готово. Большое количество раздражителей, информации и импульсов, с которыми имеют дела современные работники, радикально изменили структуру и распределение внимания.

Обратите внимание, как «распыленно» мы стали воспринимать информацию и в повседневной жизни. Мы смотрим телевизор, одновременно почитываем газету и разговариваем с соседом по дивану. Или разговариваем с друзьями, отвечаем на сообщения в фейсбуке на телефоне, прислушиваясь к музыке, которая играет в кафе, про себя думая: «Неплохая такая песенка, надо будет скачать». Стали ли мы Юлиями Цезарями? Мы больше похожи на беспокойных и несосредоточенных посетителей макдачной, быстро и небрежно поглощающих салат «Цезарь», в котором намешано много ингредиентов; мы им давимся, не прожёвывая, и за один присест.

Не человек для работы, а работа для человека ~ Svobodity.com

jobisjob

Previous post Next post
Up