Благодаря брусчатке, которая в Берлине повсеместно, на каблуках далеко не уйдёшь и, в случае чего, далеко не убежишь, поэтому транспортная сеть в городе так хорошо развита. Это моя версия происходящего транспортного засилия, и она не претендует на абсолютную истину. =)
Транспортная сеть города очень обширная и включает многие виды транспорта: метро, автобус, электричку, трамвай. Маршруток здесь и в помине нет, потому что общественный транспорт работает весьма неплохо, а транспортная сеть покрывает весь город, включая прилегающий рядом город Потсдам.
Мои впечатления от транспортного Брелина самые позитивные. Время ожидание поезда метро в рабочие дни - около 3-5 минут, по выходным и в очень ранние/поздние часы - 10-15 минут. С такой же завидной регулярностью ходят автобусы, электрички и трамваи. В выходные и праздники линии метро работают круглосуточно, в остальные дни по ночам (с 00:30 до 4:30) курсируют автобусы и трамваи. Практически на каждой остановке есть табло с временем прибытия и направлением движения.
Проездной билет можно купить у водителя в автобусе и трамвае, в метро трамвае стоит автомат по продаже билетов. "Угостишь" его денежкой или карточкой - получишь билет.
Билеты на любой вкус и цвет
Русского нема. На выбор: английский, французский, польский, испанский, турецкий.
Есть билеты на короткое расстояние (kurzstrecke Tickets). Стоят 1,60 евро. С таким билетом можно проехать только 3 станции. Билеты можно приобретать по-четыре, получается немного дешевле (5,60 евро), чем поштучная покупка.
Билет (в зонах АВ - 2.70 евро; в зонах ВС - 3 евро, для зон АВС - 3.30 евро) действует 120 минут и только в одну! сторону; такие билеты можно приобрести также оптом (по 4 штучки). Стоит такой "комплект" 9 евро, т.е. опять небольшая выгода по сравнению с поштучной покупкой билетов.
Все желающие целый день вдоволь накататься по Берлину могут купить Tageskarte (зона АВ - 6.90 евро, ВС - 7.20 евро и АВС - 7.40 евро). Несмотря на то, что проездной называется «проездной на 1 день», не впадайте в эйфорию - в 03.00 карета превратится в тыкву он перестаёт действовать. Многие туристы наивно полагают, что он будет служить их оберегом от вездесущих контроллёров аж 24 часа - обломс, господа. Т.е. если вы раскошелились на Tageskarte 12 октября, то 13 октября в 03.00 прекращается срок его действия.
Недельные проездные стоят весьма существенно и, если сравнить с “проездным на месяц” (Monatskarte), то получается очень невыгодным приобретением, если только не очень-срочно-прямо надо. В зонах АВ недельный проездной стоит 29.50 евро, в ВС - 30.50 евро, а во всех трёх зонах - 36.50 евро.
Обычный месячный проездной (далее Monatskarte) в зонах АВ стоит 79.50 евро, в ВС - 81 евро, в АВС - 98.50 евро . Он продается в киосках bvg на некоторых станциях метро и в интернете. Он не именной, с ним может ездить кто угодно, когда и куда угодно в пределах зон, на которые распространяется его «авторитет». В зонах С, в принципе, кроме города Potsdam и аэропорта Schönefeld нет ничего интересного, поэтому такого проездного вполне хватит для нужд простого обывателя. ;) Кстати, с Monatskarte можно на выходных "брать в дорогу" ещё одного человека "на халяву". Очень удобно, потому что можно с безбилетным другом добраться до любимого кафе или какого-нибудь торгового центра или музея.
Есть ещё в природе "недельные проездные" и "проездные на месяц", которыми можно пользоваться только с 10.00 до 15.00 по будням и целый день по выходным. Стоят они дешевле, чем обычные проездные билеты, поэтому это неплохая выгода для тех, кого по утрам ничто не гонит путешествовать на общественном транспорте в часы пик. Подробнее о стоимости здесь
https://shop.bvg.de/index.php/group/22 Всевозможные льготные (ermäßigte) поездные полагаются социальщикам, студентам и другим малообеспеченным группам населения, к сожалению, туристы не входят сюда.
Обязательно перед посадкой в вагон метро/электрички надо прокомпостировать билет на вот такой вот жёлтой штуке. Агрегат пискнет и «долбанёт» по билету датой и временем.
За проезд без (нужного) билета (Schwarzfahren) готовьтесь морально и финансово к штрафу в 40 евриков. Если пришла беда и "попал на деньги", соизволь сделать банковский перевод в течение 2 недель.
Ах да, турникетов в метро нет, поэтому можно со спокойным сердцем и даже улыбкой на лице заходить в метро, не переживая за своё здоровье.
Остановки всегда объявляют и указывают на табло в автобусе, трамвае и электричке, в метро карты U-Bahn (метро) и S-Bahn (электричка) - везде, и даже на медведях, поэтому если вы не слушаете музыку или не погружены в чтение книги, то свою станцию не пропустите.
На сайте bvg.de можно получить варианты маршрутов Вашей поездки на всех видах транспорта. Это невероятно удобно и очень облегчает жизнь.
Велосипеды здесь очень любят, к ним относятся как к людям, поэтому за них тоже надо платить, чтоб провезти „ педального друга» на общественном транспорте. Подробнее о ценах здесь
https://shop.bvg.de/index.php/group/22 Однажды в светлых умах появилась идея, чтобы каждый житель города платил 5 евро в месяц, и никому, кроме приезжих, не пришлось бы покупать дорогостоящие проездные билеты. К сожалению, идея так и осталось красивой идеей. Но всё-таки есть счастливчики, которым деньги за проезд возвращают щедрые работодатели и в придачу оплачивают время, затраченное на дорогу до работы, но так везёт не всем.
Попрошайки со стаканчиком или недорогими газетами часто предлагают пассажирам их "прошпендировать", а на ступеньках у входа в метро с приближением весны всё чаще можно лицезреть цыганок, позвякивающих мелочью.
Если кого интересует, то бабушкам и дедушкам место уступают, детям - не всегда, девушкам - нет, но на то и равноправие, чтобы все равноправно стояли и сидели. :)
Эстетической красотой метро Берлина не отличается, или я не сумела её по-настоящему оценить: одна станция чуть желтее, другая - серее.
Берлинцы говорят, что такси у них очень дорогое. Бледно-желтая машинка за 30 евро вас домчит из противоположной части города зоны В, что весьма не дёшево, если сравнивать с билетом за 2.70 евро, но если время в цене или неподъёмные баулы как шарнирами привинчены к земле, то и не на такие жертвы пойдешь.
Вот, пожалуй, и всё.
Удачных Вам поездок!
Update: иллюзии улетучиваются с приходом опыта - транспорт как и принтер чуствует, когда ты куда-то спешишь. Ну а если поедешь на S-Bahn, то иметь лучше дабл-времени про запас.