Оригинал взят у
tverdyi_znak в
Прощай, Дата Туташхиа! (Памяти Отара Мегвинетухуцеси) Грустная весть - 9 мая рано утром скончался грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. Зрители старших поколений помнят, как он потрясающе сыграл благородного разбойника Дату Туташхиа... Эх, какой был прекрасный артист и замечательный фильм! Сейчас таких фильмов не снимают...
Но Отар Мегвинетухуцеси вовсе не был "актёром одной роли". Были роли и в фильмах "Фатима", "Мольба", "Похищение луны", "Дерево желания", "Добрые люди", "Солнце осени", "Десница великого мастера", "Ожерелье для моей любимой", а также во многих театральных постановках. Театр был его главной любовью...
Отар Мегвинетухуцеси родился 16 января 1932 года в Тифлисе (ныне - Тбилиси, Грузия).
Стал известен благодаря ролям в фильмах "Фатима", "Мольба", "Похищение луны", "Дерево желания", "Добрые люди", "Солнце осени", "Десница великого мастера", "Ожерелье для моей любимой", а также во многих театральных постановках. Он был Народным артистом СССР (1979), заслуженным артистом Грузинской ССР (1965), лауреатом государственной премии Грузинской ССР им. К. Марджанишвили (1977 - за театральную работу), государственной премии СССР (1981 - за роль Даты Туташхиа в телефильме "Берега").
И хотя у нас многие знают этого замечательного артиста по роль Даты Туташхиа в телефильме, но все-таки Мегвинетухуцеси был прежде всего театральным артистом. Он служил театру, он жил театром...
Театр
В 1954 году он окончил Театральный институт имени Ш. Руставели, где обучался у педагогов Д. Алексидзе, А. Васадзе и А. Хорава, после чего был принят в труппу Театра имени К. Марджанишвили. Спустя год он сыграл свою первую большую роль - Чонту в спектакле «Изгнанник» В. Пшавелы.
В 1967 году Отар Мегвинетухуцеси перешел в Драматический театр города Рустави. Там он проработал до 1975 года, а затем вновь вернулся в Театр имени К. Марджанишвили. За три десятка лет работы на сцене Театра имени К. Марджанишвили Отар Мегвинетухуцеси сыграл множество самых разных ролей. Среди них: Сатин («На дне» М.Горького), Бенедикт («Много шума из ничего» А.Островского), Сирано («Сирано де Бержерак»), Дон Кихот («Человек из Ламанчи»), Пиросмани («Здравствуйте все»), Лир («Король Лир) и многие другие.
В 1996 году Отар Вахтангович стал Художественным руководителем этого театра.
Кино
Впервые на экране Отар Мегвинетухуцеси появился в 1958 году в роли Джамбулата, княжеского сына, в исторической драме Семена Долидзе «Фатима». В последующие два десятка лет актер в кино снимался редко. Все эти годы главным для него оставался театр. Неожиданный всплеск популярности Отару Мегвинетухуцеси принес телевизионный сериал «Берега», вышедший на экраны страны в конце 70-х. Актер сыграл в нем благородного разбойника Дату Туташхиа. Его герой пытается делать добро, но убеждается в том, что оно не дает добрых всходов. Разочаровавшись в людях, Туташхия начинает борьбу со злом, но не может искоренить и его. В конце концов, растеряв близких и друзей, он принимает смерть от руки собственного сына…
В 1981 году Отар Мегвинетухуцеси за эту работу был удостоен Государственной премии Грузинской ССР. Но даже это признание не изменило его положение в кинематографе. Актер продолжал уделять основное время любимому театру. В кино же он снимался мало и, как правило, на студии «Грузия-фильм».
Среди его работ в 80-е годы - роли в картинах: «Здравствуйте все», «Брат», «Клятвенная запись», «Арена неистовых», «Хареба и Гоги» и др.
В 1991 году молодой и почти ни кому не знакомый режиссер Дмитрий Астрахан решил обратиться к модной в то время еврейской теме, избрав за основу своего фильма «Изыди!» произведения Шолом-Алейхема, Бабеля и Куприна. На главную роль еврея Моти Рабиновича он пригласил... чернобрового красавца Отара Мегвинетухуцеси, что стало для многих неожиданностью. Фильм имел огромный успех, собрав множество призов на различных кинофестивалях. Не осталась без внимания и блестящая работа грузинского актера Отара Мегвинетухуцеси.
В 1991 году он был удостоен приза за лучшую главную мужскую роль на Международном кинофестивале в Токио, а год спустя - приза на МКФ «Созвездие».
Среди других работ актера в 90-е годы: главная роль в телесериале «Будулай, которого не ждут», а также роли в триллере «Катька и Шиз» и драме «Дорогая М».
В российском театре
В 2001 году прославленный актер был приглашен в Московский Художественный театр для исполнения роли Царя Креона в спектакле «Антигона». Это роль стала для него первой в русском театре и на русском языке. Дебют оказался ошеломляющим. Работа Отара Мегвинетухуцеси была отмечена театральными премиями «Чайка» и «Кумир». Кроме того, актер удостоился множества лестных отзывов в прессе. Вот некоторые из них:
«Комсомольская правда»:
«Креона во МХАТе играет дивный грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. Описать скудными словами то, что он делает на сцене, просто нет возможности - каждый взгляд, каждая фраза его настолько настоящие, что сердце сжимается».
«Время МН»:
«Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси - редкий сценический союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою партию, но и помогает другим играть. Отар Мегвинетухуцеси не играет. Он живет Креоном, и в этой жизни нет места суете и античной статике. При внешнем аскетизме движений - такой вулкан внутри! Гигантский человек, он обращается с Антигоной как с несмышленым детенышем, пытается втолковать, каким та владеет бесценным сокровищем - жизнью…»
«Этому артисту, обладающему каким-то особенным магнетизмом, артисту, сыгравшему Отелло и короля Лира, ничего не может помешать. Ни коварный русский язык в столь многословной пьесе, ни непривычное для артиста такого уровня окружение, ни скромная по нынешним меркам режиссура. Мегвинетухуцеси буквально гипнотизирует зал, и его работа больше напоминает коллективный сеанс психоанализа, а не драматический спектакль. Он действует на сцене как настоящий большой мастер - за каждым его жестом и каждой интонацией, за каждой паузой видна мощная кропотливая работа, может быть та самая, не очень приятная, о которой говорил сам Креон, - но делать он её будет всегда и до конца, чего бы это ему ни стоило. На такого актера можно смотреть, не отрываясь, часами…» - так писала российская пресса, совершенно потрясенная работой актера в спектакле МХТ имени А. Чехова «Антигона».
За роль Креона народный артист СССР Отар Мегвинетухуцеси был награжден престижными российскими театральными премиями «Кумир» и «Чайка». На спектакле «Антигона» Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили, в котором восьмидесятилетний Отар Мегвинетухуцеси вновь сыграл свою звездную роль, зрителям вдруг пришло острое осознание: на сцене - последний грузинский трагик.
Было удивительно наблюдать, как актер «держит» зал на протяжении двух часов! «Артист демонстрирует филигранную технику, поразительную в его возрасте готовность к любым, самым современным пластическим экзерсисам», - отметила Наталья Каминская много лет назад.
Когда несколько лет назад у входа в марджановский театр открывали его «звезду», публика ликовала. Только сам артист, взошедший на театральный Олимп, казалось, не обнаруживал никакого волнения. Необычный разрез огромных серо-голубых глаз, статная, высокая фигура, гордая осанка делали его похожим на античного героя, невозмутимо взирающего на окружающих с высоты своего величия. Когда говорят об Отаре Мегвинетухуцеси, часто подчеркивают именно это качество актера. Директор Эдинбургского фестиваля Вильям Бардем Куц называл Отара «Мой лев!». А Михаил Ульянов, покоренный его Отелло, бурно выражал свое восхищение, сравнивая Мегвинетухуцеси с горными вершинами: «Эльбрус, Казбек! Выше того, что ты сейчас сделал, не бывает!»
Без сомнения, всенародную любовь Отару принесла роль благородного разбойника - абрека Даты Туташхиа. Но лавры выдающегося трагического актера - царь Эдип, король Лир, Отелло, Креон. Во всех его работах ощущается эпическая мощь, глубина мысли и накал страстей. Сегодня такие крупные актеры, с ярко выраженным личностным началом, встречаются все реже и реже.
Отару Мегвинетухуцеси всегда поручали роли масштабные - он сыграл национальных грузинских героев: писателя Илью Чавчавадзе, царя Давида Строителя, Пиросмани, что говорит об огромном доверии к актеру.
«Дата Туташхиа»
А в нашумевшей картине «Берега» («Дата Туташхиа») Мегвинетухуцеси воплотил образ идеального грузина, эдакого Робин Гуда кавказского розлива. Точность попадания в образ была поразительной!
- После «Даты Туташхиа» Отар получил огромное количество писем, - вспоминает супруга актера, народная артистка Грузии Гуранда Габуния. - Помню, как я сидела всю ночь у режиссера картины Гиги Лордкипанидзе и читала эти письма. Мы плакали и смеялись - писем-то было около тридцати мешков! Помню одно письмо, которое написала тяжелобольная, долгие годы прикованная к постели женщина. Зрительница писала, что когда фильм начали показывать каждый вечер по телевидению, она встала - Дата поднял ее своей силой!
Еще одно письмо поразило меня. Его написала девочка из детского дома, родители которой разошлись. Я начала посылать ей посылки - грузинские сладости. Потом эта девочка снова написала Отару и попросила у него совета: «Как мне быть? Отец зовет к себе». Отар посоветовал ей жить с отцом.
Авторы писем не раз приглашали в гости - на Байкал, еще куда-нибудь… Многие умоляли не заканчивать сериал. Дескать, нельзя, чтобы Дата Туташхиа не приходил к нам в дом еще и еще! И каждый фантазировал продолжение фильма.
Однажды получили письмо от министра внутренних дел Николая Щелокова. Он писал о том, что в течение семи дней, пока шел сериал, в Москве не было ни одного случая ограбления, хулиганства. Люди бежали домой, чтобы успеть на очередную серию. «Спасибо вам огромное за это!», - благодарил министр.
- Вся моя жизнь связана с Отаром Мегвинетухуцеси, - говорил создатель легендарного сериала народный артист СССР Гига Лордкипанидзе. - Этот интеллектуал, мыслящий, образованный актер умеет проникнуть в душу персонажа. В моей картине «Дата Туташхиа» Отар создал замечательный образ мудрого человека, настоящего мужчины, который борется за свободу личности. Актер этой ролью оставил неизгладимый след в душах людей. Я считаю Мегвинетухуцеси выдающимся актером! Я очень любил его роли, сыгранные в моих спектаклях: это Сирано де Бержерак, Николай I из пьесы В. Коростылева «Шаги Командора». Это был мой актер, и я был бы рад, если бы и я был его режиссером.
Шекспировские образы
Особая страница творчества Мегвинетухуцеси - шекспировские образы. Литературовед, шекспиролог Александр Аникст написал о работе актера в спектакле «Отелло»: «Подлинный триумф постановки - это Отелло в исполнении Oтара Мегвинетухуцеси. Он поистине прекрасен».
- Потрясающий успех был у «Отелло» в Веймаре, где проходил симпозиум, посвященный Шекспиру, - вспоминает Г. Габуния. - Шекспирологи восторженно приняли белого Отелло. После первого действия в зале на несколько секунд воцарилась тишина, буквально взорванная шквалом аплодисментов. А когда спектакль закончился, овации не смолкали в течение пятнадцати минут. Помню, как наш завпост смотрел на часы, и по его лицу текли слезы…
Понтий Пилат
Есть в творческой копилке Мегвинетухуцеси еще один интересный образ - булгаковский Понтий Пилат в одноименном спектакле Темура Чхеидзе. Основная идейная нагрузка спектакля «Пилат» легла на образ, созданный Отаром Мегвинетухуцеси, актером яркого психологического рисунка и масштабных страстей. Он показывает трагедию человека, оказавшегося перед страшной необходимостью выбора и в итоге «умывшего руки», переложившего ответственность за судьбу невинного на других. Однако в отличие от булгаковского героя Пилат Отара Мегвинетухуцеси активнее борется за жизнь Иешуа - правда, уже приговорив его к смертной казни. В Пилате происходит жестокая внутренняя борьба и в то же время идет борьба внешняя - с Каифой. Герой проигрывает на обоих полях сражения: себе и первосвященнику.
Нурадин-Фридон
Нурадин-Фридон из спектакля «Книга» - последняя по времени роль Отара после шестилетней паузы. Режиссер Давид Сакварелидзе поставил эту историю такой, какой написал ее автор пьесы Ака Морчиладзе. Он не сделал из нее инсценировку, ни одного слова не изменил.
- Отар всю свою роль построил на том, чтобы опровергнуть существующую легенду - легенду, которую создал Шота Руставели в своей бессмертной поэме, - говорит Г. Габуния. - Когда Тариэл и Автандил спасают Нестан-Дареджан, то рассказывают, будто с ними был Нурадин- Фридон. А он утверждает, что его там не было. «Я не мог пойти с ними, потому что считал, что из-за женщины убивать нельзя. За нее можно заплатить золотом, серебром, отдать жилище, но не убивать людей!». Тем не менее, легенда оказалась сильнее правды и стала причиной страданий и смерти героя. Его попытка опровергнуть ее не увенчалась успехом. Это версия Аки Морчиладзе. Отар полностью доверился режиссеру. Не спорил с ним, не стал настаивать на инсценировке. В простоте, лапидарности, отсутствии режиссерской придумки он нашел глубокий трагизм. И получился, на мой взгляд, очень интересный спектакль.
80-летний юбилей артиста
…В юбилейные дни в Доме актера имени А. Хорава прошел творческий вечер Отара Мегвинетухуцеси. Зал был набит битком, желающих поздравить актера было так много, что стоящих оказалось значительно больше, чем сидящих. Во время встречи со зрителями Отар Мегвинетухуцеси показал монологи практически из всех своих знаменитых ролей, среди них - Сатин, Сирано де Бержерак, Дон Кихот, король Лир, Илья Чавчавадзе. Однако актер не только произносил тексты ролей, но и пел, танцевал. Продемонстрировал широкий диапазон своих возможностей, сыграв комедийную сцену из спектакля «Провинциальная история» в паре со своей талантливой супругой Гурандой Габуния.
Часто подчеркивают гражданственность актера - это остро и современно прозвучало в его монологе из давнего спектакля «Страх» Афиногенова. Вечер вел председатель Театрального общества Грузии, режиссер, народный артист Грузии Гоги Кавтарадзе. Поздравительные телеграммы от российских деятелей культуры, среди них - Александр Калягин, Олег Табаков, Никита Михалков, Алексей Бартошевич - зачитал президент международного культурно-просветительского союза «Русский клуб», директор театра имени А. С. Грибоедова Николай Свентицкий. Кстати, «Русский клуб» издал замечательные календари, посвященные юбилею выдающегося трагика. Актера тепло поздравил создатель «Даты Туташхиа» Чабуа Амирэджиби.
Некролог
Народный артист Грузии и СССР Отар Мегвинетухуцеси, получивший широкую известность благодаря роли в экранизации романа "Дата Туташхиа", в четверг скончался в Тбилиси на 82 году жизни после долгой болезни, сообщает агентство "Новости-Грузия".
В четверг у дома Мегвинетухуцеси на проспекте Агмашенебели собрались его родственники, друзья, коллеги. "Случилось то, что невозможно было представить, абсолютно неожиданное для меня и всего театрального мира. Он был настоящим фанатиком театра, кроме театра у него ничего не было в жизни. Я счастлив, что мне несколько раз пришлось работать с ним на сцене. Он играл до последней минуты", - заявил режиссер Леван Цуладзе.
Известно, что актер будет похоронен в воскресенье в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей в Тбилиси.
"Это большая потеря для всей страны. По согласованию с семьей было решено провести похороны в воскресенье, 12 мая. Завтра и послезавтра, то есть в пятницу и субботу, будет панихида в квартире погибшего на площади Марджанишвили. Вечером в субботу, в 08.00, мы перенесем его в театр им. Марджанишивли, и 12 мая у грузинского общества будет возможность попрощаться с актером уже на сцене театра", - заявил глава службы социального обслуживания и культуры тбилисской мэрии Мамука Кацарава.
Ссылки:
Биография, история жизни МЕГВИНЕТУХУЦЕСИ Отара ВахтанговичаОтар Мегвинетухуцеси - опять на коне! Великий грузинский трагик отметил 80-летний юбилей.Скончался грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси