Еще в начале июля Адам Ротфельд, бывший министр иностранных дел и сопредседатель российско-польской Группы по сложным вопросам взаимной истории, опубликовал в самой массовой польской "Газете Выборчей" большую статью под заголовком "Польша-Россия: пора перемен!".
( Оригинал:
http://wyborcza.pl/1,76842,8094279,Polska___Rosja__Czas_na_zmiane_.html )
Автор - влиятельная фигура в определении польской восточной политики.
Во всяком случае, к нему прислушиваются.
[К слову - в декабре в Польше и одновременно в России под редакцией Адама Ротфельда и Анатолия Торкунова - сопредседателя Группы с росcийской стороны - выходит толстый том по польско-российским проблемам 1918-2008. Каждая тема освещается в двух статьях - польского автора и российского. Русскую статью о Катыни подготовила Наталья Лебедева, польскую - Анджей Пшевозник (он погиб в смоленской катастрофе). Выход книги приурочен к планируемому визиту Д.А.Медведева в Польшу.]
Фото - с сайта "Газеты Выборчей"
Перевод статьи Ротфельда опубликован в последнем, сентябрьском номере журнала "Новая Польша":
http://www.novpol.ru/index.php?id=1366 Вот пара цитат - быть может, кому-то будет интересно осилить и всю статью:
1) "1 мая 1942 г. выдающийся польский дипломат [Анатоль Мюльштайн] прочитал в Нью-Йорке, в Обществе польских юристов, публичную лекцию «Польша и Россия в свободной Европе». Это было время, когда Германия оккупировала не только Варшаву и Париж, но также Минск, Киев и значительную часть России. Докладчик говорил:
«Отношение к нашему западному соседу у поляков единое (...). Зато наше отношение к России - другое, заметно более сложное (...). Сейчас самое время, чтобы поляки всерьез, основательно задумались над этим отношением, чтобы они начали размышлять над этой проблемой - без гнева, без предрассудков (...) без всяких заранее навязанных указаний или советов. Думать следует не только над тактикой, которую надлежит применять в наших повседневных беседах и переговорах с Россией, в наших повседневных делах - впрочем, крайне важных и серьезных. Думать следует прежде всего над созданием общей польско-российской концепции в послевоенной Европе»."
2) Уже непосредственно Ротфельд, о нынешнем:
"В нашем мышлении исходной точкой должно быть сознание того, что изменение российской политики по отношению к Польше - это часть значительно более широкой стратегии в отношении внешнего мира. Москва воспринимает Польшу с перспективы российской политики, адресованной всему Западу, особенно США и Европе. В мышлении российского руководства о мире Польша при формулировании политической стратегии имеет несравненно меньшее значение, чем наше восприятие России и ее политического значения для нашей безопасности. Сейчас созрело время существенно переоценить наш подход к России и заново определить наши долгосрочные ожидания.
У Польши в первый раз наметился исключительный шанс соучастия в создании стратегии всего Запада по отношению к России - как в НАТО, так и в ЕС - с учетом наших национальных интересов. Это требует серьезных и зрелых раздумий. А также избавления от комплексов, которые тяготеют над польскими дебатами о России.
Часто это смесь комплексов неполноценности и превосходства. С одной стороны, выражаются опасения, что «Россия по-прежнему играет Польшей», а с другой - что нашим главным козырем и инструментом является так называемая историческая политика..."