11 мая в Мукачеве состоялось заседание закарпатских предпринимателей. На заседании рассмотрели три вопроса.
Первым обсудили
дополнения к проекту "Реформа местного самоуправления" в Закарпатье, еще один раздел - "Сетевая демократия/прямая воля в Закарпатье".
Система парламентской демократии в том виде в котором она существует сейчас (не только на Украине) порочна изначально (так как создавалась под интересы определенного класса), к истинному народовластию отношения не имеет, и ее надо менять в корне, а не заниматься "косметическими ремонтами". Например нынешняя украинская власть в Закарпатье не субъектна, а русинский народ субъектен. Есть только один субъект диалога и недееспособная украинская бюрократия на территории русинов на юг от Карпат.
Представительские органы украинской власти за представительские уже давно не считаются, и какие там идут дискуссии (и идут ли вообще) народу все равно, они не отражают интересы людей. Они другие интересы отражают.
Поэтому, на первых порах это можно начать с социальных сетей. Все вопросы которые выносятся на сессии соответствующих уровней должны пройти рейтинговое голосование в группах соответствующей территориально-административной единицы. Причем размещать голосование должен сам депутат и давать по каждому вопросу небольшую аналитическую выкладку.
Потом, по итогам голосования в группе, депутат голосует согласно пожеланий своих избирателей на сессии.
Далее, в течении двух, максимум трех лет решить задачу с интенрнетизацией Закарпатья, после чего приступить к реализации сетевой народной кустовой/окружной/государственной рады. Изначально систему протестировать на кустовых управах лет пять, отработать и программно и аппаратно, потом на округах, и только потом перевести на областной совет. Наработать механизмы. Отработать технологию локально, воспитать в людях культуру принятия решений. Главное верно направление определить. Одновременно человек должен поменяться. Но это будет происходить одновременно. Люди с иной позицией с неба не падают. Они формируются. И формируются они когда работают (живут, хоть где-то) в новой общинной парадигме. Поэтому это параллельные процессы. Появление новых схем, образов жизни, методов управления и появление новых людей. Иначе, ждать их появления можно до бесконечности. Бытье определяет сознание. Если бытье не начнется меняться (хоть где-то), то и сознание не поменяется.
"Сетевая демократия" - это совсем новая модель. Одним из ее элементов есть - прямая демократия. Но даже, прямой не достаточно, надо с принципом делегирования скрещивать.
Подобные идеи витают в воздухе с начала массового проникновения интернета. И не только через компьютерный интернет. Ведь есть сотовая связь с возможностью выхода в интернет. Уж наверное более 90% населения УЖЕ имеют сотовые телефоны!
Можно и через смартфоны. Благо, большие сенсорные экраны скоро будут буквально у всех.
Внедрение подобной системы, изменит суть и не только идеи "представительной демократии". Она будет исторически преодолена и уступит место "прямой демократии" - ведь выразить свое мнение по любому законопроекту сможет каждый желающий. И депутаты превратятся в экспертов по различным аспектам законодательной системы, смогут как прежде предлагать законопроекты и поправки, но перестанут принимать их.
При реализации прямой демократии, ценность политических прав граждан возрастет на порядки. При этом в электронной системе голосования посредством уникальных ПИН-кодов кандидатов. Сервер находится в совершенно недоступном месте и оттестирован независимыми программистами. Сразу же после введения пин-кода и номера паспорта можно будет посмотреть сколько за кого проголосовало. Выборы длятся ровно 24 часа и после их окончания сразу будет известен избранник.
Подтасовка невозможна, поскольку выборы полностью открыты и контролируются ВСЕМ населением Закарпатья. Хотя это вопрос софта. Заказчик у нас заказывает так, что бы ему было удобно манипулировать. Тем не менее технически не сложно сделать систему, что бы видеть на что пошел каждый голос. При системе делегирования именно это и предлагается. Если я знаю кому доверяю, то я и спросить могу: так было или не так. Тут система контроля и проверки лучше, чем в нынешней системе с "ящичками".
Кроме того не требуются затраты на организацию избирательных участков. Также будет запущена и система отзыва голосов посредством мониторинга мнения проголосовавших в течении всего избирательного периода.
Минимизируется степень административного давления на жителей Закарпатья, поскольку проголосовать можно даже дома, спрятавшись под одеялом, или с любой другой точки земного шара где проживают, или работают русины. Отслеживать работу избранника нужно далеко не каждому. Это же сеть. Здесь законы больших чисел работают. То один последит, то другой. А кому-то и вообще не понадобиться. Если что - вопрос будет быстро поднят, что что-то не так. В конце концов, ни чего идеального нет, но тут контроль общества явно больше, чем в существующей модели демократии.
Как вариант не исключено, что введение новых биометрических паспортов автоматически решает эту проблему. А сканеры для паспортов стоят копейки. Наверняка у каждого они будут. Гражданские то договора никто не собирается отменять.
Еще некоторые детали по «сетевой демократии» с "делегированием". Это сочетание «прямой демократии», когда все голосуют (типа референдума) по самым разным вопросам, c делегированием. Раньше было не реально, потому что работать все перестанем, а будем только на референдумы ходить. Теперь стало возможным, потому что голосовать можно через интернет и сотовый в режиме нон-стоп, ни куда не ходить. Технологии дозрели. Но и в такой модели это все равно не реально без принципа делегирования, когда если ты понимаешь, что не очень шаришь в вопросе, то просто можешь делегировать свой голос, тому, кого ЗНАЕШЬ и кому доверяешь по-жизни, а не подсовываемым нам ни кому неизвестным депутатам. Вот в этом РАЗНИЦА. И она огромная. А тот, кому доверили, в свою очередь может распорядиться этими голосами: либо проголосовать либо передать дальше, кому доверяет уже он. Сейчас всё можно сделать прозрачным, что бы видно было, кто кому передал, если хочешь отследить конкретно: за что в итоге ушел твой голос. Вот такая модель. Здесь нет ситуации, что выбрали какого-нибудь урода, а потом четыре года локти кусаем, потому что отозвать назад этого вруна уже не можем. Здесь Вы всегда можете перераспределить голос и направить уже другому, на следующих актах законотворческой деятельности, если почувствовал неладное. Кстати, при такой модели голосовать и реально решать будут профессионалы куда больше, чем сейчас.
Даже даун, извиняюсь за выражение, сможет доверить свой голос родителям, они - кому-нибудь еще, кому они очень доверяют. Будут получаться причудливые узоры доверительных отношений.
Предложенная система очень динамична. Ты можешь отзывать голос и передавать его другому, хоть каждый день. Только не за чем. Будет все-таки пореже. Так что если ты работаешь в общине, и предпочитаешь одну общину другой общине - ни каких проблем. Ты даже можешь входить в несколько таких общин, и выбирать кому отдашь голос. Тебя ни кто не обязывает отдавать голос именно общине. Об этом речь не идет. Скорее всего, что это будет типично, когда люди в нескольких общинах задействованы, у них большой круг знакомых по делам, и на разные вопросы они разным людям будут свой голос передавать. Кто в чем мастак.
В модели "сетевой демократии" вообще нет привязки к территории, есть привязка к референтам. Вы им голоса отдаете. Где они живут - не важно. Все-таки сетевая эпоха разрывает расстояния. Я, думаю, главное, что бы были связаны по деятельности, или когда-то были связаны. Что бы личный опыт был по взаимодействию. В общем случае это не обязательно. Видимо, что чаще это будет так.
После решения вопроса с интернетизацией Закарпатья переведет все государственное управление в Закарпатье на систему электронного принятия решений. В рамках этой системы будет хранится вся переписка, предваряющая и обосновывающая принятие того или иного решения. Это позволит проводить постоянный сквозной контроль и предотвратит внезапные «пожары в архивах».
Сюда же можно отнести и вопросы переписи населения с использованием этой системы. Тогда каждый будет иметь возможность проверить, так ли его зарегистрировали, как он себя идентифицирует, или нет. С возможностью изменить.
Так же будут решаться таким групповым методом более мелкие вопросы - не отражение глобальных бедствий (вроде выборов или пожаров) и не решение сверхострых единомоментных мелких проблем, а к примеру, постоянное наблюдение проблемами кустовой управы (или округа) или конкретной частью этих проблем... Например берегоукрепительные работы. По мере работ добавлять фото с изменениями и небольшую описательную информацию. С нуля и до окончания работ.
И много еще чего....
Вторым вопросом закарпатские предприниматели рассмотрели предложения и уточнения по "Народной Программе". При включении в хозяйственный оборот не только сельского хозяйства, но и
организованного собирательства ресурсов в Закарпатье должно хватить всем. Для этого у нас есть все ресурсы - человеческие, природные, интеллектуальные. Мы всё можем и всё умеем. Нам лишь недостаёт воли и того, что отличало наших великих предков - пассионарности. Всем надо встряхнуться, поверить в себя.
Справедливость - не в равенстве, а в равноправии. И в социальном государстве, каковым по Конституции является Украина, предоставляются равные права на труд и справедливую его оплату, на свободный выбор профессии и занятий, на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение. Беда в том, что правами этими воспользоваться абсолютному большинству не удаётся. Причин тому немало, и в большинстве своём они связаны с экономикой.
Украина за последнее десятилетие так и не смогла приблизиться к нормам, заложенным в Конституции, наоборот. Не удалось сократить уровень безработицы, поднять заработную плату, повысить уровень медицинского обслуживания...
При этом, Русины на местах многому научилась в последние годы, и они готовы, и обязаны взять на себя как права, так и ответственность за ситуацию в Закарпатье.
По своей сути проблемы на селе сводятся к трем основным направлениям, среди которых :
Экономические - низкая предпринимательская активность, тяжелое состояние аграрного сектору и незначительное размещение производственных объектов.
Транспортная инфраструктура - плохое состояние дорог и отсутствие надлежащих коммунальных коммуникаций.
Социальная инфраструктура - неудовлетворительное состояние или же отсутствие сельских клубов, учебных заведений и фельдшерско-акушерських пунктов.
На наш взгляд общую деградацию села возможно изменить лишь с помощью поддержки аграрного сектора, механизации сельского хозяйства, а основное создание закрытого производственного цикла производства пищевых продуктов, то есть избежание лишних посреднических схем при движении пищевого сырья от личных крестьянских хозяйств к объектам переработки. Строительство социального жилья для узкопрофильных специалистов, беспрепятственного выделения сельскими советами земельных участков под строительство жилья для работников социальной сферы.
Как уже раньше отмечалось, если использовать не только сельское хозяйство, а и собирательство, то ресурсов и работы хватит всем с лихвой. Но!
1. Ресурсы «сами по себе» не имеют никакой ценности.
2. Ценность ресурса есть производная (функция) от потребности в нём.
3. Потребность в ресурсе есть производная от уровня развития цивилизации.
Это всё не теоремы - это аксиомы. Кому была нужна нефть в начале XIX века, я уже не говорю о XV? Газ? Алюминий? Магний? Цирконий? Колтан, наконец?
Поэтому, кроме "Народной Программы" и "Русинского самоуправления" однозначно нужен Международный Русинский фонд, который бы помог финансово в создании и поддержке необходимой инфраструктуры.
1. Мощностями и технологиями по переработке ресурсов в товары массового и элитарного спроса.
2. Технологиями воспроизводства этих мощностей и технологий их производства, а также технологиями разработки и внедрения новых технологий.
3. Кадрами для разработки технологий, системой подготовки и воспроизводства кадров, и всей сопутствующей инфраструктурой.
4. Коммуникациями по доставке ресурсов к переработке и по доставке готовой продукции потребителям, включая физические средства доставки, их разработку, производство и поддержание в рабочем состоянии.
5. Схемой расчётов между участниками обмена и собственно инструментарием обмена (деньгами).
Именно поэтому Русинам вовсе незачем воевать за ресурсы - надо создавать инфраструктуру по переработке существующих ресурсов.
И, наконец, необходимо создать самое главное: инфраструктурой, включая СМИ, формирования потребностей и навязывания этих потребностей ВСЕМ, от папуасов до эскимосов, а также инфраструктурой беспрецедентно комфортабельного удовлетворения этих потребностей. И поэтому гордые хозяева драгоценных ресурсов не вылезают из западных казино и курортов, а проводя вынужденно какую-то часть времени в местах добывания ресурсов, предаются разнузданному карго-культу Запада:
Третьим вопросом закарпатские предприниматели рассмотрели систему создания Русинского центра дистанционного образования.
Сохранение языков, традиций, культуры Русинов - это сохранение самих Русинов как народа.
Наши дети в школах учат историю Египта, Греции, Рима, но они не знают или имеют очень смутные представления о Подкарпатских Русинах. Не знают об их культуре, религии, о том, как они появились, как развивались, какое влияние оказали на них венгры, русские и они на венгров.... Как же можно любить и уважать то, что ты не знаешь? Поэтому нужно в короткий срок создать объективный, интересный и сильный учебник по истории русинского народа, ввести эту дисциплину в обязательный перечень предметов. Или по крайней мере, уже в ближайшее время, такой учебник, в виде лекции, должен висеть на Ютьюбе.
Русинская грамматика, русинская литература, история, география и целый ряд других предметов и дисциплин, которые Русинский центр дистанционного образования определил разместить в Интернете в открытом доступе для русинских детей, для дистанционного домашнего образования. Русины готовы своими силами и за свой счет с привлеченными специалистами, давать знания русинским детям, выбравшим дистанционную форму образования.
Это даст возможность Русинам выбирать наиболее подходящую форму получения ребенком знаний. Выбор дистанционного русинского образования предполагает частичное прохождение ребенком школьной программы вне стен школы. В таком случае учебный процесс организуют, осуществляют и контролируют родители самостоятельно или с привлечением специалистов но через Интернет. В этом случае школа должна выполнять аттестационные функции и осуществлять промежуточный контроль. Пока такая норма в законе не прописана.
Нам есть к чему стремиться. В США в домашних условиях учатся два с лишним миллиона детей и в среднем самостоятельно обучаемые дети показывают лучшие результаты, чем школьники. Собственно, именно к такому более гибкому типу образования нас подвигают и последние реформы в школьном образовании. Государство недвусмысленно отказывается от всеобщего фундаментального среднего образования, что в дальнейшем приведет к постепенному расслоению российского общества и по уровню образованности и доходов. Дети тех, кто по старинке будет перекладывать процесс обучения чада на государство, окажутся в проигрышном положении.Русины готовы финансировать обучение тех кто хочет, а главное показывает неплохие результаты имеет возможность продолжить бесплатное образование в престижном техническом вузе России.
Следовательно, имеет смысл переходить на экстернат, домашнее дистанционное обучение, либо некие смешанные формы с посещением минимума обязательных предметов и дополнительными занятиями дома, в кружках-секциях, образовательных центрах, у репетиторов. Во втором случае родителям необходимо будет контролировать образование ребенка и параллельно заниматься самообразованием. Не всем родителям это под силу. Но и уровень подготовки может оказаться на порядок выше. Кстати, сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Сильные стороны домашнего обучения налицо и не нуждаются в некой рекламе. Это возможность формировать гибкий график, более углубленно и одновременно быстро изучать обязательные программы. Одинаково эффективного для всех способа обучения не существует и дистанционное домашнее обучение позволяет избрать наиболее подходящие для ребенка методики и темп освоения материала. Однако сопротивление практике домашнего обучения со стороны государственных школ, вероятно, будет очень серьезным.
Закарпатские предприниматели обращаются к русинскому движению поддержать позицию закарпатских предпринимателей.
уполномоченный комитет Закарпатских предпринимателей, представители от всех районов Закарпатской области