Украина. День третий. София

Jan 03, 2015 00:16

Ну что, друзья, готовьтесь к новой порции фашистской эстетики, инфантильного бреда и дешевого пафоса.
Событие сегодняшнего дня -- София Киевская.Это настолько сильно, что про все остальное даже писать не хочется -- хотя был и Майдан Незалежности, и Дом Украины, и много важных разговоров.
София -- это праздник. И этого я не ожидала.
Осмотр, по своему обыкновению, начала не с главного входа, а с дальнего угла, с Митрополичьего флигеля. Там сейчас выставка рождественских вертепов -- западноукраинских, польских и немецких.
Да, понятно, что в любом мероприятии, которое проходит в центре Киева, сейчас будет некоторое количество риторики. Это неизбежно. Даже если ее там не будет -- ее туде вчитает зрительское восприятие. Но бывает разная риторика. Бывает такая, после которой продолжать разговор как-то странно -- а бывает та, к которой хочется прислушаться. Скажем, одно дело, когда пишут про "хохлобыдло" и предлагают его расстреливать (увы, это из комментов к предыдущей записи), а другое -- когда просто ставят рядом несколько рождественских вертепов. Вот вы там тянули одних людей в одно светлое будущее, других -- в другое, ссорили, мирили, воевали -- а в то время на львовщине, под гданьском и в Варшаве делали почти одинаковые игрушки... Причем на одни и те же праздники.
Праздник продолжается во дворе монастыря. Деревья, увешанные ленточками. На каждом -- название области Украины. Игрушки, сшитые детьми. Такая пестрота -- голова кругом. И да, много голубого и желтого, но, кажется, это не потому, что флаг национальный а потому, что ярко и красиво.
Тот же колорит продолжается в самой Софии. Фрески, мозаики, везде -- узоры, цвет, переходящий в свет. Желто-голубой свет. Только свет, никакой политики. Так бывает. Оказывается, оно действительно существует -- "радостное христианство", о котором мне когда-то говорил один мудрый человек, пытавшийся (безуспешно, увы) быть моим духовником. И таким было русское провославие с самого начала -- уж что можно найти изначальнее, чем София Киевская.
Пытаюсь отыскать боле точные слова. Понимание приходит, когда оказываюсь в притворе, где представлена современная композиция -- огромная копия мозаичной Богоматери из алтаря, сделанная... из деревянных пасхальных яиц. Лакированых, крашеных в совершенно разные цвета.
Я вообще не любитель "сочетания новых форм и старых сюжетов" (вроде того кошмара, который зачем-то соорудили напротив археологичесокго музея в Фессалониках чуть ли не из колготок). Но тут автор, кажется, попал в точку.
Вот оно. Мозаика. Большой Мир из маленьких пестрых миров. Нам же всем в детстве нравилось делать это. И не важно, что не все детали, если приглядеться, подходят друг к другу по цвету -- все равно вместе получится цельная картина. Праздничное обожение пестрых микрокосмой в едином Образе.
И то же самое -- там, под куполом. Высоко, далеко, но теперь я вижу. Понимаю, про что это.
Previous post Next post
Up