Сейчас все время вспоминаю вот какую историю:
Давным-давно, когда я была на втором, кажется, курсе, в Харькове был мастер-класс Дмитрия Карпова
desmonych, на котором, в частности, было такое упражнение - показывали изображение и нужно было его сначала похвалить, а потом покритиковать за ограниченное время - по две минуты на то и это, что-то такое.
И вот мне достался какой-то плакат авиакомпании, который мне с первого взгляда ну вообще ничем не понравился. Но задание есть задание, и я стала смотреть, что в нем удачного, сказала... и когда прошли две минуты и нужно было перейти к критике, обнаружила, что сказать мне, считай, нечего - осталось одно-два замечания, и все. Как отрезало. Тогда я сделала из этого много профессиональных выводов - и на счет того, как относится к своему мнению о чужих картинках, и на счет того, как относится к мнению преподавателей по поводу моих.
А теперь до жирафа дошло, что с людьми такая петрушка тоже происходит, хоть и в меньшей степени, потому что картинка всегда одна и та же, а люди, все-таки, ведут себя по-разному в зависимости от обстоятельств. И это тоже полезно в обе стороны - и для того, чтобы задуматься о своем восприятии других (и другого), и для того, чтобы помнить, как работает восприятие меня другими.
Написала и вспомнила, как один мой знакомый, чьи юношеские стихи я очень критиковала, однажды запостил стихи Ходасевича, но без подписи - и я решила, что это его, и они показались мне почти такими же ужасными, как предыдущие, ну капельку лучше, может быть. И я их тоже как-то раскритиковала, а потом он мне сказал, что это Ходасевич. Я очень впечатлилась, и после того надолго перестала вообще высказываться о чужих текстах.
И вот ведь должно - было пройти восемь лет, чтобы я этот опыт до конца осознала.
***
И еще думаю о том, что меня почти никогда никто не защищал. Многие люди мне много раз очень сильно помогали, хорошо ко мне относились и т.д, а вот случаев, когда бы кто-то вступился за меня в конфликте - даже несерьезном, нестрашном, где одно слово бы решило дело - по пальцам одной руки (и это очень дорогие мне воспоминания).
Подумав об этом, я попробовала вспомнить, защищала ли я кого-нибудь сама - и с удивлением обнаружила, что в этой области у меня в памяти какое-то белое пятно. Я просто не могу вспомнить ни одной ситуации, когда бы я стояла перед таким выбором - вступиться или промолчать.
Но ведь не может быть так, чтобы за двадцать лет их не случалось?