Офигенная книга!
Тим Северин - отважный безумец! Эту экспедицию он организовал после второго курса, когда решил подтвердить правдивость книги Марко Поло "О жизеописании мира", известную сейчас как "приключения Марко Поло". В экспедицию отправились втроем (с университетским приятелем Стэном и заинтересовавшимся знакомым Майклом) на двух мотоциклах (не имея опыта и прав езды на них). А путь их был из Англии до Дальнего Востока.
И никто, конечно, не верил, что они справятся... потому что они были мелкие, неопытные и спонтанные. А проект "По следам Марко Поло" состоялся и был богат на впечатления, приключения и открытия.
Как они собирались..
"Наши возможности перевозки багажа были столь незначительны, что мы бесцеремонно ограничили себя тремя спальниками, одной маленькой палаткой, неприкосновенным запасом еды, крошечной плиткой, инструментами, кое-какими запасными частями для мотоциклов и оборудованием для камеры. Запасной одежды решено было не брать... Да что там - дозволялось взять лишь один носовой платок на брата!"
И как возвращались:
"Мы погрузили на нашего железного инвалида три свитера, одну зубную щетку и камеру - все наше уцелевшее имущество...
Мы покидали Оксфорд с двумя мотоциклами и двумя колясками, а возвращались в Европу с кучей никуда не годного скобяного товара на колесах, который едва ли принял бы из наших рук скупщик металлолома..."
Как отправлялись из Лондона:
"Мы должны были сами постичь, что для того, чтобы ехать по прямой, надо достич неуловимого баланса между скоростью и равновесием. Следовавшие за участниками проекта "Путь Марко Поло" по трассе А-40 могли с изумлением наблюдать два мотоцикла, выписывающие неверные кривые."
И как ехали в пути:
"Подъем на мотоцикле был ужасающим, ничем не проще подъема на спине мула. Майкл хранил восхищенное молчание, как бы ни вихлял мотоцикл по узкой тропе. Последняя была сплошь покрыта обломками скал, трещавшими и скользившими под изношенными шинами. Дорога большей частью шла между скалами и обрывом в тысячу футов высотой и одной стороной заметно опускалась к пропасти, и, всякий раз, когда мотоцикл наклонялся, мы скользили с опасностью для жизни к обрыву."
Потом экспедиции пришлось разделиться: Стэн и Майкл отправились дальше на мотоциклах, а Тим (он сломал ногу, уронив на нё мотоцикл) задержался и отправился другим путем вольным путешествием.
Стена с Майклом остановила милиция за съемки видеокамерой. И старий капрал со Стеном на мотоцикле (для скорости) поехали в соседний город за паспортами (их там оставили на хранение). Это было весело:
"Отправление миссии надо описать отдельно. Стэн, нервничая, переборщил с газом; мотоцикл, как жеребец, встал на дыбы, и несчастливый капрал тяжело шлепнулся на твердую землю. Майкл усугубил положение: верный профессии, он каким-то образом получил обратнокамеру и сумел снять этот анекдот. Сержант, взревев от гнева, прикалаз двум подчиненным отнестиМайкла обратно в камеру.
Езда в качестве дополнительного пассажира на видавшем виды мотоцикле по ухабам и рытвинам голой пустыни - трудное упражнение. А если водитель вроде Стэна, езда превышает человеческие силы. Ибо Стэн пламенно привержен идее, что наилучший способ передвижения по пересеченной местности - максимальная скорость. Суть заключается в том, что машина пролетает поверх рытвин. Простая механика этого процесса предполагает предельные заносы, прыжки, удары и крен. Когда мотоцикл прыгает по колдобинам, тяжелый двигатель и туловище Стэна придавливают переднюю часть машины. поэтому самое непрятное остается на долю задней части, которая скачет вверх и вниз...
Так случилось и с несчастным полицейским, который очень скоро почувствовал себя слишком избитым, чтобы действовать логично. В какой-то миг, который всегда наступал, Стэн потерял контроль над машиной упал, а так как он привык падать и знал, как это делается, то через секунду встал, целый и невредимый. Жандарм был не так искушен в этом искусстве и лежал в пыли, хватая воздух ртом, как выброшенная на берег камбала. Стэн нашел и положил рядом с ним древнюю винтовку. Потом сел на мотоцикл и поехал за паспортами."
А Тим (в гипсе!) этим временем шел через перевал вместе с караваном верблюдов, везущих контрабанду. Ему тоже хватило приключений:
"Вторую ночь наш маленький караван провел на дне одного из ущелий. К месту, где я лежал, неудобно положив на камень перед собой ногу, подошел Али, который представился начальником каравана.
- Цена за твой переезд была недостаточной, - сообщил оню
- Мы договорились, - был мой ответ.
- Сейчас ты должен доплатить триста туманов
- Но у меня нет с собой таких денег.
- Триста туманов, - повторил Али, - или мы оставим тебя здесь одного.
Я понимал, что означает такая угроза. Со сломанной ногой и на расстоянии миль и миль от воды, я, по всей вероятности, умру от жажды прежде, чем какой-ниудь странствующий кочевник набредет на наш бивуак. ПОразмыслив, я предложил Али нагнуться ко мне. он сел на корточки рядом, и я, резко подтянувшись, схватил его за жилет и потянул к себе. Одновременно я выхватил тяжелый нож, засунутый в сапог, и приставил его пиже подбородка Али. В этом было много бравады, я мог двигаться только на одной ноге, а, с другой стороны, противник превосходил меня численностью. Я, по правде говоря, имел весьма смутное представление о том, что буду делать дальше, после того, как приставлю нож к шее, и мои руки тряслись от страха. али, вероятно, предполагал, что мои руки трясутся от гнева, и демонстрация силы произвела желаемый эффект. Отчасти от неожиданности, но более вероятно, в силу моей мнимой храбрости, он уступил. Последовали слова извинения, и он ушел.
Я не спал всю ночь и был готов всякую минуту к обороне. но не было нужды беспокоиться. Белуджи, несомненно, решили, что я сумасшедший, окончательно и бесповоротно, и оставили меня в покое."
Уххх, и еще там много всего было. Читайте, советую!
Команда проекта "Путь Марко Поло" Стэн, Тим и Майк
Наверное, всякому понятно, что я им чертовски завидую.