К началу весны я обычно я обычно подхожу не в самом бодром состоянии духа. Не хватает впечатлений, красок, сил, ходишь такой раздраженной и зачем-то проснувшейся раньше времени мухой. Поэтому в марте, пока за окном серо, снежно и слякотно, мне очень нужны витамины в виде букетов, спектаклей, встреч с интересными людьми, выставок... Всё это я люблю и так, но тут требуется ударная доза ) И, конечно, дачка - дачка меня всегда спасает, гармонизирует, наполняет спокойствием и дарит радость. И хорошие книги. Этим и жила в марте.
Книги марта: М.Москвина "Золотой воскресник" - сборник дневниковых зарисовок, эдакая полифония голосов. Тут и Виктор Чижиков, и Юрий Коваль, и Юрий Никулин, и многие, многие другие. Тут нет никакого сюжета, записи ничем не объединены, но читается легко и приятно. Начала Ю.Роста "Третьим будешь" - сборник разговоров (как-то неуместным кажется слово "интервью") 1990-х, которые проходили в его мастерской - "Конюшне". Тут совершенно разные люди: художники, политики, театральные деятели, режиссеры, писатели, врачи, всего 25 бесед. Что-то не отзывается, что-то читала с карандашом. В любом случае - очень интересно перенестись в 90-е, услышать голоса того времени. С Матвеем читали В.Крапивина "Застава на Якорном поле". Пытаемся с ним ухватить его детство за хвост, но ) В апреле уже перешли на Селинджера )
Кино марта: "Пассажиры ночи" (Франция, 2022) - один из лучших фильмов за долгое время. Мне сейчас сложно угодить ) А тут всё было хорошо - и свет фильма, и цвет, и музыка (все вместе было похоже на сон), и время действия - Париж 80-х, и естественность - люблю, когда нет наигранности, когда всё, как в жизни, нет этого киношного преувеличения и явных акцентов, драм каких-то выдуманных... Очень теплое и доброе кино, из тех, что хочется пересмотреть. С американским кино у нас сейчас не складывается, поэтому продолжили смотреть французов. Но не очень удачно. "Как братья" (2012) совсем какой-то надуманный и слабый (хотя предполагались и любимый мною жанр роуд-муви, и трогательный сюжет, и забавные ситуации). Не люблю, когда как будто слышишь режиссера: "А здесь зритель пускает слезу", "А тут он смеется". У меня тогда фильм одно лишь недоумение вызывает. "Поменяться местами" (2019) - хороший рейтинг, но я уже почти забыла о чем кино. Он - успешный писатель, она - оставившая карьеру ради мужа пианистка. Всё волшебным образом меняется, в духе "Осторожно, двери закрываются" и тому подобных фильмов. Местами мило, на один вечер, не тронуло. На волне ностальгии Антона посмотрели втроем с Матвеем старенький молодежный американский "Возможности карьеры" (1991). Бывают удачные фильмы того времени, но тут просто было интересно смотреть на приметы 90-х, и всё. В общем, за март был лишь один замечательный фильм, но зато такой, какой давно не попадался. Считаю, что это уже много )
Мне каждый раз неловко за эти тексто-фотопростыни. Понимаю, что надо всё делить, например про каждую выставку писать отдельно... Но я просто не успеваю ( Если отложу что-то, то потом неизвестно когда получится написать - жизнь быстро бежит вперед, впечатления наслаиваются, а времени как-то маловато на то, чтобы остановиться, вспомнить, ухватить момент, прожить его снова... Поэтому утешаю себя тем, что есть же вот толстые журналы... и что вообще, чтение - дело добровольное... ) Всё, минутка рефлексии закончилась, 80 картинок марта начались )
На встрече с Мариной Москвиной в ТДК "Москва". Встреча ещё происходила в моем родном антикварно-букинистическом отделе - так приятно было снова туда спуститься, в гости к старым книжечкам и знакомым лицам. А Москвина - это такой маленький фейерверк, человек-праздник ) В марте у меня был острый дефицит общения, и хотелось хотя бы время от времени выходить куда-то, чтобы побыть среди интересных людей, выйти из плоскости ежедневья, получить какие-то новые темы для размышлений, услышать новые мысли...
Весна у нас с Антоном - театральный сезон ) Сходили на замечательный спектакль в РАМТ - "Лада, или Радость" по повести Тимура Кибирова. Понравилось все - начиная с пространства сцены. Актеры играли потрясающе, и трогательные моменты трогали, а смешные (которых было больше) заставляли почти непрерывно улыбаться.
Замечательная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Пришвина, проходит в Доме-музее Любощинских-Вернадских. На ней будто погружаешься в мир его дневников. Любители букв непременно оценят. Вот есть аудиалы, визуалы... как называются люди, которые лучше погружаются в атмосферу любого произведения, если кроме картинок там будут присутствовать слова? )
На выставке представлено, наверное, всё, что можно: личные вещи, прижизненные издания, автографы, фото, дневники, воспоминания современников. Есть разделы, посвященные его увлечениям - фотографии, охоте.
Какие же книжечки были раньше... Была, что называется, культура книги. Их просто приятно держать в руках. Всё в них гармонично, часто это маленькие произведения книжного искусства - даже самые простые и маленькие издания.
Валерия Дмитриевна и Михаил Михайлович Пришвины в Усолье, 1942-43. Об их отношениях можно прочесть от первого лица, в их совместной книге "Мы с тобой: дневник любви".
Как точно!
Люблю узнавать почерк любимых писателей.
Карандашики Пришвина, 1940-54
Где он только не побывал! Киргизия, Грузия, Урал, Архангельская область, Мурманск, Карелия, Крым, Дальний Восток... Жил тоже много где: в Переславле, в Загорске, Ельце, Петербурге, Риге, Лейпциге, Алексине Смоленской губернии, в Талдоме и в Дунино.
Дневники Пришвин писал всю жизнь, с 1905 по 1954 годы. Ой, вот бы прочитать их все!.. Полное собрание, правда, стоит каких-то нереальных денег, да и некоторые отдельные тома тоже. А в электронном виде не то. Многие мысли Пришвина мне очень созвучны.
В марте мне очень нужно было менять картинку, ходить на свидания с самой собой. Выручали, конечно, любимые выставки. Ещё одна отличная выставка - "Дом моделей" в Музее Москвы. Вот где я, и где мода ) Но мне страшно понравилось! Хотела вставить максимум десять фотографий, но нет, не получается, оставлю себе на память и поделюсь всем интересным.
Первое ателье мод открылось на Петровке, 12 в 1923. Было задумано, как витрина треста "Москвошвея", но действовало по законам НЭПа. Тут шили из остатков дореволюционных тканей платья в стиле ар-деко для жен высших чиновников. Воплотить идеи для массового потребителя не было возможности из-за неразвитости швейного производства, в результате в 1925 ателье закрылось.
Странички из репринта первого (и единственного) номера журнала "Ателье мод", 1923. Какой директор! И какой интерьер!
В работе над этим выпуском журнала принимали участие Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Анна Ахматова, Игорь Грабарь, Сергей Чехонин и др.
В 1935 открылся Дом моделей на Сретенке. Художественным консультантом стала Надежда Ламанова, в состав худ. совета входили Натан Альтман, Вера Мухина, Евгений Лансере, Сарьян, Тышлер и др.
Владимир Фаворский за росписью плафона в Доме моделей на Сретенке, 1935
Журнал "Дом моделей", №1, 1936. Натурные зарисовки для журнала выполнял в числе прочих и Юрий Пименов.
Натурные зарисовки Бориса Грозевского модели Александры Ляминой. Вечерние платья, 1936
Весна-лето 1938
В годы ВОВ Дом моделей на Сретенке остановил свою деятельность. Но страна остро нуждалась в новой готовой одежде,
и в 1944 был организован Московский дом моделей на Кузнецком мосту (а после они стали открываться по всей стране, московский же возглавил их, став Общесоюзным). Расцвет ОДМО начался в 1960-е.
Нина Голикова, эскиз платья "Углич", 1969
"Алое пальто", 1969
"Псковитянка", 1969
Эскиз молодежной женской зимней одежды "Метелица", 1969-70
Альбом рисунков моделей, 1945-55
Тамара Файдель и Суламифь Заславская (автор рисунка), летнее платье, 1967. Вот вполне себя в таком сейчас представляю )
Дом моделей часто выезжал за границу, интерес к советской моде был огромным. Первая поездка случилась в 1953, в Прагу.
Дом моделей в Нью-Йорке, 1959
И в Монреале, 1967
Ой, сколько у мамы было этих книжечек с выкройками и схемами вязания! Так жалко, куда они все делись... Мне они нравятся просто с художественной точки зрения )
Какие обложки!
Домашние платья с фартучками из 1967 (автор - Антонина Донская) и платье из ивановских ситцев, 1969 (автор - Тамара Файдель)
Женский спортивный костюм "Лето", 1962. Помню, что в детстве белые плиссированные юбочки из какой-нибудь "Бурда Моден" казались мне верхом совершенства и красоты.
Лица Дома моделей. Манекенщицы Наталья Кондрашина, Елена Изергина, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Мила Романовская, 1965. Про их судьбы интересно прочитать, есть много информации в интернете.
Такие Труляля и Траляля ))
Вячеслав Зайцев, 1971
И его эскизы, 1965-70
8 марта на моем окне ) Антон редко дарит мне какие-нибудь одни цветы, обычно это два букета почему-то ) Я обожаю мимозу! Да и вообще, все весенние цветы, конечно. А вот в апреле уже хватает красоты снаружи, уже нет такой острой надобности в саду на подоконнике.
Всё чаще сейчас выбираю безалкогольные напитки. Вообще вдруг стало не очень интересно алкоголь пить в последние год-два. Могу за компанию, но чаще всего это как-то бессмысленно, что ли.
В марте я точно пекла побольше, чем в апреле ) Ну, побольше для меня сейчас - это когда в марте 2-3 пирога или кекса, а в апреле - 0 )
Один из моих любимых простых кексов - морковный, с курагой, цедрой и грецкими орехами. Иногда делаю внутри крем из взбитого крем-чиза с сахарной пудрой.
Ещё один вечерний пятничный кинонатюрморт. Но вообще что-то с возрастом у меня вкусы сами собой в какую-то более здоровую и правильную сторону уходят ) И уже даже такие редкие вечерние посиделки со всякой ерундой не очень-то радуют. Как я раньше любила бри, пиццу, чипсы... теперь мне всё жирное, соленое - ужас )
Силуэт весны на фоне закатного окна
Дошла-таки во второй раз на выставку "ДК СССР" в Манеже - досмотреть то, что не успела охватить в первый.
Какие чудесные проекты ДК были! Это 1936 год - проект ДК для средней полосы СССР, колхозный клуб на 100 человек.
Проект деревянного типового клуба на 200 мест, 1940.
Я даже заинтересовалась, что это за Бонячки такие, нашла интересный пост -
https://dmitry-sasin.livejournal.com/327706.html. Народный дом там до сих пор стоит.
Но деревянная архитектура мне, конечно, в сто раз милее. Проект 1918 года.
Васнецова на выставке всего себе зафотографировала )) Оригиналы иллюстраций всегда вызывают у меня трепет - в том смысле, что всё внутри начинает вибрировать и волноваться )
Все эти переклейки, карандашные штрихи, пятнышки от воды, гуашевые случайные отпечатки...
Медведики Чарушина из книги "Как мишка большим медведем стал", 1929. Судя по оригиналам иллюстраций почти все художники персонажей рисовали отдельно, после вырезали, помещали на лист и дорисовывали фон.
Ещё немножко архитектуры. Проект Дворца советов, 1932. Вот честно - у меня в голове, видимо, шаблоны какие-то, но совсем этот проект с 1930-ми не ассоциируется! Что-то очень даже современное.
Проекты мавзолеев 1925-26 гг. неожиданные ))
Вот, например, маяк, автор - художник из Сарапула. Какой-то Гауди прямо )
Тут возникли какие-то ассоциации с кондитерской "Норд" ) Автор - член союза работников искусств из Бахчисарая.
Снова маяк, автор - командир взвода из г. Медынь. Название проекта: "Кто следующий?"
Тут автор (учитель рисования из г.Стародуб) выдержал проект в стиле зданий Кремля, Исторического музея и Торговых рядов.
Почему-то самая не трогающая меня тема - театр и кино. Хотя казалось бы. Понравилась вот эта фотография Мягкова и композитора Василия Немировича-Данченко на репетиции пьесы "Чайка", 1979.
Из живописи зацепилась только за Петрова-Водкина и его "Весну", 1935, но прямо долго простояла, представляя себя где-то там, на весеннем холме.
В марте была ещё на одной встрече в "Москве" с писателем (и фотографом, и журналистом) - с Юрием Ростом.
На встрече было просто яблоку негде упасть. Интересный и глубокий он человек, конечно. И очень здорово выглядит в свои 84.
Дачка была в марте - пока что просто, как и на зимних каникулах, приехали подышать и отдохнуть душой, пока не началась эта весенняя суета и наведение чистоты, красоты и порядка ))
Одно счастливое утро. Тепло, солнце, синее небо (а март вообще был серым и дождливым), синицы вовсю тренькают, с крыши капает - и всё внутри тоже начинает петь.
И кажется таким красивым! Вот этот угол дома, например ) Надо быть в моменте, наверное, не получается у меня передать )
Каждый раз умиляюсь нашим с Матвеем рисункам мелом, которые держатся на стене уже много лет - 8? 10? И как же время быстро бежит, с ума сойти.
18 марта - на участке ещё сугробы, на крышах - шапки. Но снег уже рыхлый, как мокрый сахар.
Весна, весна!
Время, когда радуешься любой перезимовавшей зеленушке, робко выглянувшей из-под снега. А потом как начнешь косить ее - только успевай )
Привезли дачке немножко новых обновок. Друзья подарили на Новый год ловца света, который точно знал, что будет жить в нашей спальне )
Сидишь на кровати, а вокруг всё дрожит, переливается радугой - волшебно!
На дачке мне всё красиво и уютно, и как-то сразу успокаиваешься - по-хорошему.
Ростовские витражики нашли свое место на кухне.
У меня очень часто в марте были цветы, старые букеты не успевали увядать ) Антон очень хотел как-то меня порадовать, потому что к марту я уже совсем без сил подхожу.
Ну, многим знакома эта семенная болезнь, я думаю )) Когда в магазине хочется накупить всего!
Вот можно, чтобы оно ещё вырастало так же легко и просто, как покупалось? ) У меня тут в основном цветы, я не огородник совсем. Если кабачки и огурцы решат вырасти - здорово, ну нет - так нет )
Сходили всей семьей на благотворительный книжный маркет "Фонарь". Я честно пыталась, но ничего для себя не нашла, а Матвей с Антоном нашли классные издания Хайнлайна и Кларка. Самая же любимая книга Матвея - "Автостопом по галактике", он считает ее просто лучшей из лучших, и очень хотел бы найти что-нибудь похожее.
День, когда Матвей впервые с нами пришел в наш любимый бар ) Да ещё и не один.
И ему там очень понравилось, наш человек )
Гуляли с друзьями по Москве. Как и почти любой москвич я нечасто гуляю по Красной площади. Всегда занятно ощущать себя туристом в родном городе.
Думаю, что у Матвея это был один из самых счастливых дней.
Ездили к друзьям прощаться с их квартиркой, которую мы тоже очень полюбили. Познакомились с новым членом семьи )
Какие же маленькие все смешные и милые )
У ребят всегда уютно и хорошо, даже посреди переезда и небоскребов из коробок. Хорошо, что мы теперь будем немножко ближе друг к другу!
И новые букеты, букеты, букеты ) Репетиция весны в отдельно взятой комнате. Привет, апрель!