Невероятно долгие, нескончаемые февраль с мартом.
Нет, сложно писать и слова все какие-то не те.
Оставлю все свои мысли, ощущения этого времени у себя в бумажном дневнике. Потому что ни у кого сейчас нет недостатка в переживаниях, я сама стала очень чувствительна даже к эмоционально окрашенным словам, и добавлять людям ещё немного совершенно не хочется.
Я просто напишу, что помогло задышать. Успокоительное (впервые в жизни, по-моему, его пила), дыхательные упражнения, ежедневные выпихивания себя на улицу - хоть сколько-нибудь шагов, эфиры Татьяны Мужицкой - сначала я посмотрела ее интервью в программе Юлии Меньшовой, а потом и другие выпуски на ее канале, разговоры с Антоном (какое счастье, что мы смотрим в одну сторону), зарядка, дневник, переписка с подругой из НЙ - без вопросов, без мнений с ее стороны, просто мне нужно было, чтобы кто-то выслушал и поддержал, просто я радовалась ее весенним фотографиям, простому "Доброе утро, Даша".
После уже подтянулись вышивка крестиком (на творчество меня не хватает, а вот такое - очень хорошо сейчас идет и помогает), какая-то штопка, заплатки, музыка (сто лет дома не слушала, а тут навспоминала и скачала всё, что радовало когда-то и что созвучно сейчас, слушаю тихонько), старые фильмы, которые ждали своего часа несколько лет, учеба Матвея - с радостью погрузилась в физику, например, и даже стала что-то понимать. Подписалась на ежемесячные платежи ещё в два фонда - к "Старости в радость" добавились "Дом друзей", "Справедливая помощь доктора Лизы" и просто волонтеру Андрею Лысенко.
Я всегда была за критическое мышление, за то, чтобы задавать себе вопросы, не лениться искать на них ответы, искать информацию самой. Сейчас такое время, когда вопросов и информации очень много. И я в 6 утра просыпаюсь уже с шестеренками, бешено крутящимися в голове, и иногда мне кажется, что я просто не могу уже вместить ничего. Поэтому я отдыхаю душой, замедляюсь, и даже физически как-то расслабляюсь, когда читаю о том, что вот у кого-то на ферме родились новые козочки, когда любуюсь лоскутными одеялами, когда разглядываю старую сохранившуюся архитектуру... В общем, что я хочу сказать - я очень благодарна тем, кто ничего никому не доказывает, кто старается как-то бережно к людям относиться, понимая, что все сейчас переполнены, и кто просто делится жизнью и этим поддерживает, даёт какую-то передышку.
Но вот книжным всяким - книжным мне легко делиться. Например, Сашей Чёрным. Антон нам по вечерам читает разные книги и я очень жду теперь вечеров - во-первых, это очень уютно, а во-вторых, я засыпаю уже под чтение, а когда ты спишь, то в эти 8 часов ни о чем не думаешь. Закончил вот Коваля (читал "Самую легкую лодку в мире" и "Суер-Выера"), потом было что-то про Тибет, сейчас читает Даррелла, "Новый Ной", а в перерыве был Саша Чёрный с его рассказиками.
Так вот, Саша Чёрный, "Совет человеку, который хочет остаться жить" (1909), избранное: "Прикажи газетчику каждые три дня приносить другую газету. *** Выпиливай рамки. *** Не думай о прошлом, потому что оно прошло. *** Не думай о будущем, потому что оно еще не наступило. *** Молодых поэтов не читай. Если совсем не можешь обойтись без чтения - читай сказки Андерсена и «Записки Пиквикского клуба». *** Никогда не спорь, ибо все одинаково верят в свои заблуждения".
Вообще, когда получилось задышать, я стала много читать. Читала Коваля целебного, читала что-то про путешествия, про художников-иллюстраторов... И книги меня всегда поддерживают, дают надежду. Вот, в воспоминаниях анималиста Василия Ватагина (1883-1969) встретилось: "Немцы немного не дошли до Лазаревки: подошли к Туапсе, и перевалы были в их руках. (...) Был назначен день эвакуации, но я лежал больной, и было безразлично. К счастью, эвакуацию отменили. (...). Но настроение было подавленное, перспективы мрачные, будущего для искусства, для меня, казалось, не было... Но уже в конце 1943 года восстановилась связь с Москвой, а в марте 1944 года явилась возможность возвращения в Москву. (...). И, собственно говоря, я, готовый к гибели как человек и как художник (в 1943 году), за эти 24 года (до 1967) достиг расцвета в моей художественно-творческой деятельности и в художественной карьере".
А у Лилианы Лунгиной (1920-1997) в "Подстрочнике", помните? В какое непростое время жил человек, а все равно: "Больше всего мне хотелось бы передать, что нужно надеяться и верить в то, что даже очень плохие ситуации могут неожиданно обернуться совсем другой стороной и привести к хорошему. (...) Никогда не надо думать, что какие-то утраты, если, конечно, это не смерть, - непременно катастрофа. Может оказаться наоборот".
А ещё хорошее - беседа Клеймана, Норштейна и Уминского "Солнце взойдет" -
https://eshenepozner.ru/episodes/sun.
Моя любимая песня. Слушаю её сейчас чаще всего.
You may say I'm a dreamer
But I'm not the only one
Click to view
Книги февраля и марта:
"Хроника семьи Казалет" т.5, "Намедни 1921-30", С.Полунин "Алхимия снежности", С.Хинохара "Искусство жить", Ю.Коваль "АУА. Монохроники","Самая легкая лодка в мире" (перечитывала), "У Красных ворот" и рассказы, "Художник Виктор Чижиков", "Удивительный Юрий Васнецов", В.Ватагин "Воспоминания", Ю.Норштейн "Снег на траве". Матвею читала Н.Огнева "Дневник Кости Рябцева" и В.Голявкина "Мой добрый папа".
Фильмы февраля и марта:
самые лучшие за этот период, без сомнения - это итальянский "Джузеппе Москатти" и индийский "Пи Кей". Их мы смотрели в марте. В феврале были хорошие "Вышивальщицы", "Раскопки", неплохие "Стажер", "Хамелеон", странненький "Большая ошибка" (для тех, кто любит Жене), не досмотрели "Дом Гуччи" и не поняли-не поверили в "Лакричную пиццу", хотя ждали этот фильм.
В марте я много смотрела не развлекательного, но терапевтического для меня кино. И это, в основном, были старые наши фильмы - "Первый троллейбус", "Я вас любил" (очень понравился), "Белые Росы", "Мальчик и девочка", "Семь маленьких рассказов о первой любви". Втроем смотрели "Джузеппе Москатти", "Пи Кей", корейский "Мисс Бабуля" и "Плутовство (Хвост виляет собакой)".
В начале февраля у меня, с одной стороны, были подъем, желание перемен, и с другой - уже давала знать о себе усталость от зимы, остро ощущалась нехватка чего-то красивого, тёплого ветра, разноцветия какого-то.
Парк к концу зимы уже очень надоедает, но хорошо, что он есть. Белки и мыши вносили некоторое разнообразие в прогулки. А один раз мы с Антоном даже видели лису!
Немного обновила комнатку нашу. Давно мечтала о кресле таком - оно у меня ассоциировалось с чем-то таким уютным, скандинавским, с Астрид Линдгрен... Но места нет - это был единственный более-менее свободный уголок, в который можно ёлку ставить. Сбыча мечт в итоге победила. А на Новый год снова будем играть в тетрис )
Я настроилась на возобновление рисования и, по новому взглянув на своё рабочее место, поняла, что мне оно совершенно не кажется уютным. Много лишнего на длинном столе, взгляд упирается в стену, сама сижу на проходе... Поэтому с дачи вернулось мое дорогое маленькое старенькое бюро Лексвик, а все, что было нажито непосильным трудом, в очередной раз подверглось ревизии.
Стало так. Мы живем в проходной комнате, и я постоянно стремлюсь как-то разграничить на зоны пространство - на ночь наш диван прячется за легкими шторами, а теперь вот и рабочее место укрылось за стеллажом.
Разбирала свои дневники, открывала наугад. Всё, что после рождения Матвея, с 2008 года - такое близкое! А то, что до - как из другой жизни. Может в старости перечитаю всё, что пишу с 8 лет )
Матвей в феврале-начале марта довольно много ездил по турнирам со своей сборной, одну февральскую неделю провел в Ярославле, например.
Там же заболел, пропустил два последних тура, лежал два дня с высокой температурой. По приезде домой был уже вполне бодр.
Стали первыми по Москве в этом году на турнире школьных сборных "Чудо-шашки" (всего участвовало 243 школы). Поэтому уже во второй раз поедут на Всероссийский этап (в прошлом году на Всерос отправлялись две команды - 1 и 2 место, наши были вторыми, в этом году путевку получила только школа, занявшее 1 место).
У кого Ярославль, а у кого дачка. Отвезли-привезли столики и всякие архивы, дома неактуальные. А дачка утопает в снегу и тишине.
Снега зимой в этом году было какое-то невозможное количество. У нашей соседки сломало теплицу, вот эти хокусаевские волны за рабицей - сложившаяся конструкция (
А погребок наш укутался в снежное одеяло.
На прогулке по окрестностям глаз радовал только яркий деревянный штакетник.
Исполнила в феврале ещё одно свое давнее желание - сделала татуировки. В 16 лет у меня на лопатке появилась первая, и потом я всё думала-думала о продолжении этой истории, и вот, через 25 лет закрыла гештальт ) Зато точно за это время поняла, что хочу - травинки-былинки и книги. И чтобы всё напоминало мне о лете.
Всю середину февраля проболела. Сначала отравилась (с вьетнамской кухней пока завязала, чувствую), потом Матвеев вирус-таки догнал, давно не болела с температурой, которая держалась дней пять. В перерыве ходили с подругой гулять по Москве, прощались с "Гиперионом". Маша меня сфотографировала прямо счастливой и весенней.
Вообще, очень хотелось избавиться от всякого ненужного. Разбирала вот книги кулинарные, какие-то вынесла в подъезд, а что-то из рецептов сподвигало на новые кулинарные эксперименты.
Это мини-киши из детской книжки "Что у соседа на обед?" - лук-порей, 3 яйца, 200 г рикотты, 200 г бекона полосками, 100 г тертого сыра, 200 г сливок, щепотка соли и мускатного ореха - для начинки. Тесто брала готовое уже. Выпекать минут 20 при 180 градусах.
Творожный пирог с грушей и орехами - получился вкусным и его быстро съели ) А тарелочку лет 25 назад расписывала моя сестра.
Сейчас пеку мало, чаще всего обычные кексы - просто чтобы был запах выпечки в доме. Самой же что-то есть почти не хочется, вообще ем мало, сильно сократила сладкое, и зачем-то теперь сама по себе худею, хотя такой задачи вообще у меня не стояло никогда. Испугавшись, сдала анализы, всё, вроде, в норме... Но насильно в себя впихивать еду не могу.
Я про 14 февраля забыла, а Антон помнил. Как же я люблю весенние цветы! Весенние и полевые.
Вообще, мне так в начале февраля хотелось какого-то обновления, вот как в детстве было - с понедельника буду жить по-другому, правильно, составлю расписание... И я что-то там придумывала, разные шаги, потому что совсем была недовольна своим графиком, тем, что ложусь очень поздно, что соцсети незаметненько пожирают кучу времени, вообще стала очень раздражать зависимость от телефона. Хотелось это изменить и не получалось. Ну, что, теперь, надо сказать, я засыпаю, самое позднее, в 23.00, а на иг и фб трачу 10-15 в день максимум.
Вышила в феврале свою любимую открытку, которая несколько лет простояла у меня на столе и порядком истрепалась.
Открытку прислал моей маленькой маме её папа, мой дедушка, военный, в 1943-45 гг. Искала по адресу полевой почты - откуда бы она могла прийти, вариантов много - Польша, Чехия, Австрия.
23 февраля Полина позвала нас на каток на ВДНХ. Я уже два года не каталась, и у меня была идея фикс - хоть в этом году дойти до льда. Если бы не Полина с ее пригласительными, думаю, что так бы и не дошли - мне что-то всё сложнее себя выгуливать по городу, он больше отнимает энергии, чем дает. Есть ещё какие-то дворики и закоулочки родные по ощущениям, но массовые места и нарядные улицы - не мое.
Но то ли давала о себе знать недавняя болезнь и некоторая сохранявшаяся слабость, то ли какое-то внутреннее напряжение, но не получалось просто весело и беззаботно кататься. Не знаю, не очень уютно мне лично было, прямо хорошо это ощущение помню.
Покатались всего часа полтора, по-моему. Редкое фото втроем.
И вдвоем.
26 февраля в сложном зазеркальном состоянии съездили с Антоном на экскурсию в мастерские художников на Пречистенке. Мы должны были пойти на нее в середине февраля, но я заболела и перенесла дату. Было так странно вообще выйти из дома, оторваться от новостей, от потока информации, попасть в какую-то почти весну, в солнце, к людям.
Художник Василь Ханнанов.
И удивительно было встречаться с друзьями. Настя
anika_galich - наш книжный друг, человек с большой библиотекой, благодаря ей мы с Матвеем прочитали уже несколько очень хороших книг.
Замечательный новогодний подарок в конце февраля.
И "Снег на траве" Норштейна - наконец-то я смогла его не только подержать в руках, но и прочесть.
На три мартовских выходных уехали на дачу.
Антон предложил купить цветы, чтобы принести в дом немножко весны.
На дачку приехали наши друзья
и вместе с ними - мартовский новогодний подарок.
Это мы.
В марте целыми днями светило солнце и небо было синим-синим и безоблачным. Я каждый день ходила в парк - просто идти и все.
Иногда ко мне присоединялся Матвей - ну, как присоединялся, я его присоединяла ) Тут главное - выйти из дома ) Ходили и много разговаривали.
Кот с наступлением солнечных весенних дней встречает утра в папиной комнате. Теплый весенний кот.
19 марта ездили с Антоном бродить по городу. Просто так - идти и идти по пыльным мостовым.
Ездили к родным в Ясенево, бродили по Узкому.
Матвей впервые в этом сезоне катался на скейте.
На стыке зимы и весны )
Грели носы на солнце.
Красивые в Узком пейзажи: холмы, спуски, березовые рощицы, сосны...
В конце марта убрала зимние вещи, достала легкие ветровки и джинсовки. В начале апреля, правда, снова спрятали ветровки до лучших времен.
У папы вышла вторая книга.
В середине марта взялась за вышивку. Аналогичную я вышивала год. Эту уже почти заканчиваю. Вышиваю и смотрю старое кино. А кот помогает.
Нашла в подъезде в коробке с битыми безделушками эту птичку ЛФЗ. Стало ее очень жаль, забрала домой. Будем с ней ждать тепла.