Впереди четыре выходных, которые обещают быть не самыми теплыми, а потому вполне подходящими для музеев и выставок ) Завидую тем, кто еще не был в Третьяковке на "Оттепели"! Какая же хорошая выставка! Мой самый любимый период в истории XX века. Я чувствую, как близки мне фильмы того времени, книги, живопись, иллюстрация, быт. Мне очень, очень жаль, что я не могу побывать в этом времени. А когда я смотрю кинохронику тех лет - улицы Москвы, лица, будни и праздники, то на глаза постоянно наворачиваются слезы от целого букета эмоций.
Выставка разноплановая, на ней представлены не только картины, но и фотографии, хроника, кадры из фильмов и мультфильмов, предметы быта. Экспозиция включает семь разделов: Разговор с отцом, Лучший город Земли, Международные отношения, Новый быт, Атом - космос, Освоение и В коммунизм! Самые для меня замечательные - Лучший город и быт )
Вместо тоненького каталога на выставке продается огромный кирпич "Оттепель". Чудесный! Интересный! Но 2,5 т.р. ) Хорошо, что на выставке во множестве имеются таблички с информацией, я сохранила себе большинство интересующих текстов на память.
Город в эпоху оттепели - это основное «место действия», место соприкосновения приватной и публичной сфер: жители этого города пока что не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором (да его и нет в каждом доме), не ушли на кухни (как это произойдет в 1970-е), и «добрый город» выполняет для них функцию общественного форума или «большого дома» - это пространство для застолий во дворе (как в фильме «Я шагаю по Москве»), для танцев и чтения стихов на площадях и в парках.
Какие-то нимфы 60-х!
В культуре оттепели город субъективизируется и становится лирическим героем. В городе не происходят незначительные события, в нем нет случайных прохожих - все важно и все интересны. Режиссеры и поэты воспевают город в фильмах («Я шагаю по Москве», «Июльский дождь», «Два воскресенья», «Мне двадцать лет» и др.), песнях («Лучший город Земли» в исполнении Муслима Магомаева, «Добрый вечер» в исполнении Ларисы Мондрус), а Юрий Пименов посвящает жилищному строительству лирическую живописную серию «Новые районы».
Страна решает жилищную проблему: запускается масштабная программа по строительству бесплатного массового жилья. Урбанизация и формирование новой городской культуры происходят не только в Москве, но и по всему Сов. Союзу. По комсомольским путевкам молодежь едет осваивать дальние земли и возводить города - для себя и для всех.
Я бы хотела жить в таком дворе, наверное. Мне нравятся малоэтажность и простор.
А напротив балкона, выходящего на пруд, пусть будет стоять письменный стол, как на картине Юрия Пименова "Лирические стихи" )
Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник - на производство»: мир советского человека должен быть улучшен с помощью предметно-бытововой среды, и художникам-дизайнерам необходимо воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству». В 1957 году вышел первый выпуск журнала «Декоративное искусство СССР», призванного формировать и пропагандировать «современный стиль» в мебели, текстиле, одежде, керамике и стекле.
Витрина в ГУМе. Смело, свежо )
Вячеслав Зайцев с моделями. Оригинальные фасоны, особенно у девушек с платками и в гольфах )
Везде кипит строительство, даже на сервизах.
Такой посудке я была бы и сейчас рада.
Дождливая ткань! Мне кажется, что некоторые вещи могли родиться только в 60-е.
Немножко Икея прямо ) И без севера, конечно, не обошлось.
Принципиально важным было создание мебели для малометражных квартир в новых панельно-блочных домах. В программе по созданию «нового быта» продумывались все аспекты: от цвета обоев до количества костюмов в гардеробе Советский человек должен был быть свободным от вещей как предметов собственности, и окружающие его вещи - практичные, дешевые и вместе с тем эстетически привлекательные - были в большей степени «знаками современности», чем материальными объектами.
К этой фотографии напрашивается подпись "И вот только мячика нам здесь не хватало".
В 1961 на закрытой выставке, подводившей итоги 2-го Всесоюзного конкурса, объявленного Госстроем, были представлены образцы мебели нового стиля. Выставка прошла в квартирах только что построенных домов района Хорошёво-Мневники. Принцип показа - интерьерный ансамбль жилой квартиры целиком (вместе с занавесками, предметами декоративно-прикладного искусства, эстампами, светильниками и т.д.). Подобный принцип исключал возможность использования старой мебели.
В период оттепели набирал популярность так называемый дикий отдых - без путевок, предполагавший свободное путешествие на личном (крайне редко) или общественном транспорте, а также автостопом с ночевками в палатках, автомобилях или арендованном жилье в частном секторе. С одной стороны, феномен дикарей был обусловлен дефицитом путевок, с другой - свидетельствовал о стремлении к социальной свободе.
В 1960-е годы «дикарство» стало проявлением молодежной культуры с практикой альтернативных путешествий и феноменом авторской песни. Но, в отличие от хиппи, дикари не создавали коммун, и свое «дикое» состояние они не воспринимали как принцип существования, поскольку оно было кратковременным - в период отпуска, как это происходит с героями фильма «Три плюс два», ставшего одним из лидеров проката 1963 года.
Лирический герой 1960-х представляет собой альтернативу идеальным героям соцреализма. Абсолютную гармонию между «я» и «мы», между индивидуальным и коллективным можно видеть в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963). Николай, герой Никиты Михалкова, индивидуален, но все-таки он - один из многих. Он реализует себя только в социуме, в открытом пространстве города и как будто бы вообще не чувствует разницы между замкнутыми и открытыми пространствами, между приватными и публичными зонами. Отсутствие этой разницы становится основным условием его личной свободы.
В частной жизни важно все, можно любить без особых причин и не объяснять, почему «бывает хорошо». В соцреализме такое немотивированное счастье было немыслимо, поскольку любовь и личное счастье воспринимались как награда за трудовые успехи. Вместо назвячивой ассоциации «любовь - это труд» художники предлагают «любовь как досуг» и, соответственно, как испытание чувств.
Может показаться странным, но в эпоху оттепели при всем интересе к индивидуальности портретный жанр был далеко не ведущим, и новая концепция портрета в целом не сложилась. Причина - в обобщении: художник предлагает зрителю посмотреть на лицо, но сам видит в этом лице «нашего современника», представителя поколения или профессии.
Массовое увлечение поэзией в период оттепели было обусловлено несколькими факторами. Стихи давали возможность проникновенного личного высказывания. В начале 1950-х в издательской и писательской среде велись дискуссии о падении продаж поэтических сборников и стимуляции читательского спроса. Так возникла идея организации Дня поэзии по образцу дней поэзии, которые с конца 1930-х проводились в США. В Москве первый такой праздник состоялся 11 сентября 1955 года, когда в центральных книжных магазинах выступали известные и начинающие поэты.
Борис Слуцкий за прилавком книжного магазина раздает автографы.
Публичное чтение стихов приобрело невероятную популярность, поэт стал одним из главных героев времени. Как следствие публичности поэтического высказывания возникает феномен «стадионной» или эстрадной, поэзии, а также производной от нее авторской песни. Герои кинематографа конца 1950-х - начала 1960-х постоянно читают стихи, сценарии некоторых фильмов имеют поэтическую форму.
Молодые поэты у памятника Пушкину, 1950-е. Первый слева - Б.Слуцкий, первый справа - А.Дементьев.
Творческая студия Элия Белютина получила официальный статус в 1954 году. Позже за ней закрепилось название «Новая реальность». Среди учеников были графики, оформители книг, иллюстраторы, художники по тканям, архитекторы. Элий Белютин разработал свою методику обучения, в 1950-60-х преподавал в Полиграфическом и Текстильном институтах, проводил мастер-классы в Доме моделей на Кузнецком мосту. Его метод был не традиционен: его ученики рисовали на любых поверхностях и любыми предметами, а сам Белютин мог предложить переписать картину, если она выглядела слишком натурно (нельзя было небо рисовать голубым). После скандала в Манеже в 1962 Элий Белютин прекратил официальное преподавание, но продолжал вести студию на собственной даче в Абрамцеве. На протяжении следующих 30 лет через нее прошло более 600 художников.
Тут Матвей сказал: "Такое искусство я что-то не понимаю" )
Кусочек экспозиции, посвященный IV Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
Тут мы с Матвеем присели отдохнуть и минут десять смотрели кадры из фильма "Мы подружились в Москве" (1957).
Вот здесь можно увидеть его целиком:
https://www.net-film.ru/film-4879. Там разбивка по частям, с названиями конспектом, очень удобно.
Мы смотрели часть, посвященную Москве, в фильме это уже самый конец, по-моему. Не знаю, мне кажется, что это невозможно смотреть без эмоций. Представляю атмосферу этих летних дней!
«Жирафенок» был показан на выставке «Искусство в быт» в 1961. Первая работа на Конаковском фаянсовом заводе художника-скульптора В.А. Сергеева имела большую популярность, завод выпускал ее на протяжении десятилетий. Обобщенность и условность формы органично дополняется росписью в исполнении Ф.Н. Крохиной. «Жирафенок» стал своеобразной эмблемой своего времени: его можно было увидеть не только почти в каждом доме, но и на первой заставке программы «Спокойной ночи, малыши!», созданной художником И.А.Власовой в 1965.
Атом и космос - как самая малая и самая большая величины - определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра. Массовизация высшего образования порождает новых героев времени - студентов и ученых. Космос завладевает умами и становится одной из главных тем в советской культуре, затрагивая не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.
Как же я рекламу того времени люблю и обожаю )
В.Нестеров "Земля слушает" (1965). Ну тоже же - самые настоящие 60-е!
В пропагандистской кампании, которая сопровождала освоение целинных земель, эксплуатировалась «романтика дальних странствий», стремление к самоутверждению и самостоятельности. Освоение также ассоциировалось с идеей «массовизации» героизма тяжелых «трудовых будней» на всех широтах Советского Союза, на масштабных стройках, на целинных землях Казахстана, в лесах Урала и Сибири. Для советских людей путь освоения целинных земель порой становился способом подсознательного эскапизма - романтического бегства от советской цивилизации.
А.Смолин, П.Смолин "Полярники" (1961).
Вот к чему я обычно совершенно равнодушна - так это к фарфоровым статуэткам. Но тут они тоже были такими шестидесятническими...
Миниатюрные композиции.
Такой бы я была даже рада.
Или вот этой )
На выставку мы ходили вместе с Матвеем, он сказал, что в целом ему даже очень понравилось )
А еще на втором антресольном этаже крутят кусочки мультфильмов. Вот этим кусочком я так впечатлилась, что дома мы нашли мультфильм целиком. Лев Атаманов "Ключ". Я очень много смотрела советских мультфильмов, но этого никогда не видела. Он длинный - почти час, и, мне кажется, вполне будет интересен и взрослым. Что-то в нем есть от сказок Каверина. Какая-то сказочная реальность, философия, мягкий юмор.
Click to view
Выставка чудесная, радуюсь за тех, кто ее увидит своими глазами.