К концу нашей петербургской недели я что-то немножко устала от формата "на двух колесах" и была очень рада тому, что мои гостеприимные подружки берут нас на борт своей маленькой машинки. Целых два дня мне можно было не думать о тонкостях маршрутов и тяжести двух самокатов )
Это были очень хорошие два дня - солнечный и теплый Кронштадт, вечер сидра, инопланетный Канонерский остров, невероятная выставка Фриды Кало и первый фалафель ))
Матвею очень нравится у Тони и Маши ) А еще там есть пианино, на котором он любит в задумчивости музицировать )
В Кронштадт я хотела попасть уже очень давно. В 83-84 годах там служил мой брат, первые мои детские воспоминания - мне 2,5 года и родители с сестрой уехали в этот самый таинственный Кронштадт, а я осталась у бабушки с дедушкой на даче. Почему-то в моей голове этот город рисовался очень суровым, холодным и безлюдным. Вот почти как этот остров.
Но несмотря на не до конца освободившиеся ото льда каналы, Кронштадт оказался несколько не таким, каким он был у меня в голове больше 30 лет.
Нет, это, конечно, очень "мужской" город.
Сдержанный, с многочисленными фортами и маяками.
Конечно, сразу же ассоциации с Севастополем. Такой, северный друг.
На улицах много-много курсантов и я представляла себе, как тут таким же мальчиком ходил мой брат.
Город для мальчишек )
Матвей сразу как-то весь взбодрился и расслабился одновременно ) мне кажется, что у моря он становится немножко другим.
Более радостным - однозначно )
Наконец-то на фотографиях появились Тоня с Машей ) это я в будние дни ерундой занимаюсь, а люди работают с утра до ночи, поэтому, несмотря на то, что мы жили в одной квартире, толком встретиться смогли вот только на выходных )
Мы много времени провели у моря, а потом пошли гулять. Но не успели далеко отойти от набережной, как снова надолго зависли - на этот раз во дворе заброшенного дома на Красной улице. Только на минуточку заглянули во двор и нас туда затянуло волшебной воронкой времени )
Три корпуса дома стоят пустые, с выбитыми окнами - и новенькими пластиковыми, и старыми, с деревянными рамами, через которые можно видеть и комнаты с недавним ремонтом, и какие-то веселенькие старые обойки. Двери заварены, но забраться внутрь можно без особого труда. При нас туда залезли двое ребят, чуть постарше Матвея и стали весело швыряться какими-то книжками и тетрадями.
Дом выглядит относительно крепким, это сталинская постройка - какой-то корпус, вроде бы, довоенный, вот этот - 1953 год. Мне было так интересно - что же случилось с домом, почему его расселили, что я потом нашла в интернете историю этого дома, который был признан требующим кап. ремонта, и половина жильцов совершенно в это не верила и уезжать не хотела (те, кто сделал недавно ремонт и радовался новым потолкам), а половина (которая жила в коммуналках и просто в старых квартирах), была за. И что выселяли их в какие-то отдаленные районы Петербурга (2011 год примерно), планировалось потом возвращение обратно (после кап. ремонта), но вот годы идут, а дом, похоже, так никто и не думает ремонтировать :(
Мы нашли там сдувшийся футбольный мяч, и когда девочки с Матвеем в тишине двора гулко били по нему, то каждый раз это звучало, как маленький взрыв )
Полиция вот сделала вокруг нас кружок, чтобы убедиться, что никто ничего не нарушает )
Матвей смотрит на мальчишек.
В этом дворе было так тепло и тихо, что из него никуда не хотелось уходить.
Но мы сделали над собой усилие, и разомлевшими божьими коровками выползли на улицу. И даже отважно купили себе мороженого, чтобы съесть его в скверике у Морского собора ) правда в городе было снова обычное начало апреля, а не начало мая, как во дворе )
"Открой глаза, смотри: они взлетают!
Смотри, вот они взлетают!" (с)
Священные коровы на стенах собора.
Дореволюционных домов в Кронштадте очень мало, но зато в нем царит дух 30-50-х. Какой-то город из моих снов - где я-девочка дружу с моей мамой - тоже девочкой, и четко ощущаю, что я сейчас нахожусь в ее детстве.
Матвей поделился со мной своими солнечными очками )
И снова вернулись на набережную - Матвея тянуло туда, как магнитом. Причина этого притяжения - огромный якорь, на который он научился забегать и был очень горд этим новым умением ) Следуя его примеру туда забрались по очереди Тоня и Маша, а я что-то совсем стала скучной и даже не думала поддаваться этой якорной эйфории ) Но потом захотелось сделать приятное Матвею и я, скрипя, тоже вскарабкалась на верхушку )
Вечереет.
А день мы завершили сидровой вечеринкой )
Воскресенье почему-то решило быть жутко холодным. Мы порадовались, что Кронштадт был вчера ) Наша выборгская окоченелость ни в какое сравнение не шла с сосулечностью Канонерского острова - очень странного места, которое нам решили показать девочки. Он, вроде бы, совсем недалеко от центра, но это явно и абсолютно нетуристическое место ) Район несколько неуютен, а пейзажи футуристичны ) Тут строится КАД и вживую это очень впечатляет.
Не хотела бы я оказаться на месте местных жителей (
А Матвею тут понравилось даже ) кораблики потому что )
И тут тоже есть большая вода. Только берег страшно замусоренный (
Вот, наверное, самое радостное из всего, что нам там попалось на глаза )
А потом Тоня с Машей подвезли меня к музею Фаберже, а сами поехали выгуливать Матвея (за что спасибо им большое). А я осталась стоять на улице в длинной очереди из желающих увидеть творчество Фриды Кало. Чувствовала себя немножко неуютно - все почему-то были такими великолепными и ослепительными, с красной помадой и на каблуках, в украшениях и блестках! Какая-то часть, как мне показалось, шла туда не совсем представляя, на кого они, собственно, идут. "Ну я не знаааю... не скажу, что я получила большое эстетическое удовольствие... это не пейзажи, не натюрморты... слишком уж она откровенно себя рисует..." (разговор в гардеробе).
До 2003 года я ничего об этой мексиканской художнице не знала. А потом посмотрела фильм (до сих пор помню, под каким впечатлением мы вышли из кинотеатра) и судьба этой женщины, вообще, сама личность ее, меня так покорили, что я нашла всю кинохронику с ней, купила две книги о ней (больше не было)... В общем, Фрида Кало поселилась в одной из комнаток моей души - вместе с несколькими другими незнакомыми знакомцами, важными для меня людьми. Увидеть вживую ее работы я не мечтала. И на выставке мне даже не мешали другие люди, как это обычно бывает ) Хотя, все-таки, как было бы по-другому все, если можно было бы побыть там один на один с ее картинами.
Было очень необычно видеть так близко все ее известные картины и открывать для себя что-то новое - например, вот эти карандашные рисунки.
Многих фотографий я тоже не видела
И вот эти поздние (1951) натюрморты тоже не видела до этого.
В общем, словарный запас мой беден, рецензий я писать не умею, скажу просто, что эта выставка, несмотря на ее популярность, очереди внутри и снаружи, небольшие размеры помещения и пр. мелочи, стала для меня большим событием.
А потом я вышла из мира Фриды Кало и снова попала в Петербург ) И девочки решили открыть для нас с Матвеем мир фалафеля и повезли нас в Falafel King ) И это оказалось очень вкусно!
Тут я загадываю желание, а мое петербургское вещание практически заканчивается (остался только музей игрушек для интересующихся) и начинается московское почти-лето )