Какой хороший месяц - август. Для меня он лучше всех остальных.
Кончились две недели ленивого, ласково-молочного лета и оттого, что оно случилось так неожиданно и так поздно, эти дни не принимались, как должное и не ускользали совсем уж без следа. И чаще случались остановки, и глубже проживались моменты, потому что впереди снова какой-то другой - не плохой и не хороший, а просто другой период.
И зябкость этих дней, наступивших после того благодатного тепла, я тоже люблю. Может быть даже немножко больше ласки тепла и открытых на ночь окон. За городом в эти дни себя чувствуешь немножко Робинзоном - обжившимся и полюбившим свою, казалось бы, не самую уютную и удобную, жизнь. Где-то там есть другая жизнь, теплая, комфортная, быстрая и шумная, но от тебя она ужасно далека, и совсем в нее не хочется, несмотря на все блага цивилизации )
Мне кажется, что я почти не видела, не осязала и не слышала этого лета. Какая-то мимолетность, какие-то секунды - немножко шершавости и прохлады стволов, немножко горящей утренней росы, чуть-чуть мягкости и золота вечернего света. Песни соловьев, полет красной стрекозы, букет ромашек, невесомость лягушки на ладони, шмель на раскрытой книге. Нет, лето не было коротким, оно было длинным, оно началось давным-давно, в другой жизни. Но я его не прожила в этот раз так, чтобы осталось какое-то приятное, сладкое послевкусие. Не было крыш, долгих пеших прогулок, леса, грибов, клубники, звездного неба, череды гостящих друзей, лежания в траве, гамака с книжкой, неспешности, игр в бадминтон, завтраков в саду, акварели...
Не жалею, чего тут жалеть, такое вот это лето. Было много рутины, быта, если вспомнить навскидку - что было? - были сплошные стирка, мелкая уборка, мытье кастрюль и приготовление нехитрой еды. Наверное, это был осознанный выбор, хотя, конечно, трудно представить, что это так. Но не кто-то же за меня придумал, чем мне наполнять дни?
Случались короткие велосипедные прогулки - гораздо меньше, чем в прошлом году, зато часто - всей семьей, немножко окрестных водоемов, неделя дороги и юга, меня успокоивших, капелька загара, некоторое количество кукурузы, арбузов и дынь, много закатов и один рассвет, шесть карандашных набросков и новые букеты из полевых цветов каждую неделю.
Что в лете было еще?
Был огородик впервые. Показал мне, что огородник из меня весьма сомнительный - интереснее всего мне в этом процессе было дожидаться первых всходов. Совершенно непонятно, что делать с тем, что взошло. Куда, к примеру, девать грядку салата? Мы же не кролики, чтобы есть его в таком количестве. А морковь? Хорошо, что огурцы покосила какая-то болезнь и их осталось - буквально на пальцах двух рук можно пересчитать. Куда их девать, если их много? Солить? Но ни я, ни Матвей консервированные овощи как-то не очень любим... Даже пять кабачков ставят меня в тупик, хотя я к ним и испытываю самые нежные чувства.
Наверное, меня бы больше всего обрадовало маленькое картофельное поле (но где хранить картошку в количестве в московской квартире? ни тебе подполов, ни погребов...), грядка клубники и делянка болгарского перца, но, боюсь, эти капризные существа с таким горе-огородником, как я, не выживут.
Очень мало было фильмов по вечерам. В этом году Антон уезжал на электричке в шесть утра, поэтому вечером его не мог заставить бодрствовать обычно никакой, даже самый увлекательный фильм. А без него мне ничего не смотрелось. Поэтому, устроив за последние дни аж четыре киносеанса (всей семьей - серию BBC про острова, японский мультфильм "Волчьи дети Амэ и Юки", вдвоем - замечательная черно-белая "Квартира" (1960) с Джеком Леммоном и фильм про самого плохого режиссера всех времен и народов "Эд Вуд" с Джонни Деппом), мы переплюнули сами себя :)
Лето и вся наша неорганизованная, бессистемная, ни разу не режимная жизнь в этом году у нас непостижимым образом заканчиваются ровно 31 августа. И с этим я тоже все никак не свыкнусь, мне странно и чудно. Но зато, когда видишь на календаре эту дату, как-то четче понимаешь, чем надо сейчас наполнять свои дни, а во что не стоит слишком уж надолго погружаться.
Я выбираю сейчас, в этом августе то, на что у меня не было душевных сил в июне и июле: сидеть на дереве с дневником, долго смотреть на волны, лежать на сене и смотреть на небо, надеть легкий сарафан в горошек или смешной капустный наряд, отправляться с Матвеем в литературные путешествия по всему миру, читая ему тонкие книжки из своего детства; спрятавшись с ним под покрывалом, лететь к созвездию Гибридов, играть в настольные игры, слушать на 72 оборотах старые пластинки, найденные на чердаке, рисовать, писать письма, жарить оладьи, чтобы вкусно пахло еще у калитки, и по-карлсоновски пить какао, сидя на крыльце. Неспешно прочла "А у нас во дворе" Ларисы Миллер и начала Вайля и Гениса "60-е. Мир советского человека".
В начале августа съездили по делам в Ногинск, он же Богородск. Когда попадаю в каждый новый город, то всегда представляю - могла бы я тут жить или нет. Мне кажется, что в Ногинске могла бы вполне. Какое-то очень органичное смешение старого и нового, зеленых двориков, деревянных домиков, пешеходных и нарядных центральных улиц, тенистых скверов, фонтанов, церквей и площадей.
Наличники могу разглядывать бесконечно, мечтаю жить в домике с ними. Окна, правда, ни за что не стала бы менять, но хозяин барин, конечно.
Когда попадаю в город, где новые дома соседствуют со старыми, панельные многоэтажки - с деревянными домами, окруженными садами, задаю себе вопрос - как им живется вместе? Завидует ли жители одних - жителям других?
Гравитация мешает нам летать
Не верится, что такой вот домик, с маленьким двориком, находится в 5 минутах ходьбы от самого-самого центра - супермаркетов, ресторанов... А он там такой далеко не единственный. Я бы хотела в таком пожить ) И чтобы на чердак можно было залезать )
А еще мне очень, очень нравятся эти круглые номера домов с фонариками. Вообще, я, конечно, страшный ретроград, и вот это все мне гораздо милее скучных синих табличек.
Центральная площадь.
Пришла "наша" кошка. Жалобно стала просить еды. "У нас ничего нет", - сурово говорит ей Антон, -"нечего давить на жалость, иди, поймай мышь". Кошка помяукала, потерлась о ноги, вздохнула и ушла. Пришла через минуту с котятами. Антон сел на велосипед и привез им кошачьих разносолов.
Котят на самом деле четверо - три черных и один полосатый. Мы просим кошку нам отдать полосатика, но пока безрезультатно. А вообще, они нас боятся ужасно, как и прошлогодние котята. Приходили пока поиграть раза три всего. Иногда рассядутся на дубу всем семейством, даже черный отец тяжело перепрыгивает через канаву и тоже сидит на дубе том.
Мой странный огородик ) Кабачок лежит и пухнет.
А его друга несут на кухню.
Всегда, когда готовлю оладьи из кабачков, вспоминается картинка из книжки про детское питание с девочкой, подвязанной салфеткой, разглядывающей нечто у себя на тарелке: "Оладьи кабачковые - это что-то новое!"
Матвей нашел жука-маму, или папу, с кучей детишек на пузе. Была еще версия, что это просто пигмеи, атаковавшие и жрущие слона, но мы надеемся все же на более гуманное объяснение.
Как я рада, что в этом году мне на глаза все не перестают попадаться ромашки - до конца лета! Очень не люблю сухие букеты из желтой пижмы, луговых сиреневых васильков и белого тысячелистника, кроме которых у нас на полях мало что можно найти.
Приезжали наши друзья. Матвей с Катей решили построить дом.
Подошли к делу основательно.
Матвей нарисовал чертеж дома.
Жаль, что проект был заморожен по причине нашей временной финансовой беспомощности - в режиме строгой экономии как-то сложно выделить средства на покупку досок )
Тогда Матвей с Катей решили показать нам спектакль. Катя - Франкенштейн.
Матвей - граф Дракула.
А потом Дракула с Франкенштейном отправились спать, а к нам приехали мой племянник с невестой и мы вшестером сидели пол-ночи под свечи-фонарики-ламбруску-мохито-жареное что-то там, да еще и, как в старые добрые времена - на улице... этим летом такое редко случается.
Этим летом мы не слишком-то много купались. Накануне, в воскресенье, собрались съездить на машине в Есино, на волшебный голубой карьер, да так и не смогли его увидеть - застряли в пробке на грунтовке, посреди двух полей - слишком много желающих было окунуться в водичку в этот жаркий день. Кое-как развернулись и уехали в Электросталь, кататься на аттракционах. Место, конечно, стало очень популярным. Эх )
А на следующий день, в понедельник, собрались с Матвеем туда снова, надеясь, что озеро в будний день встретит нас тишиной и умиротворением ) И в тот же миг, как мы это решили, нам позвонили друзья, которые собирались ехать именно в Есино, праздновать в узком семейном кругу день рождения Полины
poli_tao.
Даже в будний день в этом году там оказалось многовато людей :( Но это не помешало нам искупаться, а Матвею - даже захватить особо ценное бревно.
Мы с Матвеем хотим жить на море ) чтобы можно было плавать практически круглый год.
Новое умение.
А очередные шашлыки мы вернулись жарить к нам на дачку, где оказалось гораздо тише и камернее, чем на водах )
Матвей хочет котенка или кого-нибудь младшего. Говорит, что у него неистраченный запас заботы.
Но так выходит, что в нашей семье самый младший - Матвей )
Этим летом мы очень редко бываем в Москве. Вот, приехали на встречу с нашими английскими родственниками, прилетевшими на недельку из Лондона. С братом и сестрой, Артуром и Арианной.
Промучившись четыре часа в Вегасе (я так и подозревала, что дело это нелегкое), одели Матвея к школе. Очень не хотелось приезжать в Москву только из-за формы, поэтому мы пропустили все сроки и покупали в десятых числах августа, когда ничего хорошего уже в магазинах не осталось, по крайней мере - на будущих первоклашек. И если трикотаж и сорочки не доставили особых проблем - их есть и в Marks&Spenser и в Next, то с брюками мы впали в отчаянье ) Черные остались только в ДМ, и это был ужас ужасный, Матвей сразу приобрел какой-то тоскливый вид. Перемерили кучу моделей, все убогие, все на детей, любящих плотно покушать, Матвей в них тонул и вообще, был похож на Филлипка. Но выбирать дальше уже не было сил, остановились на чем-то более менее подходящем по размеру (а вообще, конечно, все равно ерунде). Выбор ботинок тоже доставил много радости и счастья. Все, что более менее похоже на школьную обувь (а в нашей школе делается акцент на классичности), начинается от 2,5 и при этом все равно страшное ) Выручил магазин Kari, где был большой выбор симпатичных детских мокасин за вменяемые деньги.
Грустный Матвей.
Веселый Матвей с дедушкой, который каждый солнечный день ездит по 2 часа до пляжа в Серебрянном бору и обратно. Адепт солнца, в общем, в своем традиционном летнем виде )
На следующий день съездили в жарко-праздный Парк Горького. Я там так давно уже не была, что, например, этот пляж для меня - новость. Вообще, странно видеть купающихся и загорающих людей в центре Москвы )
А в Парке Горького была Аля - наш дружочек, приехавший из Канадии, и уже отбывший обратно. Хорошо, что мы у нас была пара часов на общение тет-а-тет, потому что потом нас стало гораздо больше )
А еще мы забрали из Москвы маленькую стопку открыток из Америки. Наши нью-йоркские друзья по переписке (Элла, Фелисити, Брайн и Саша - привет! :) отправились в очередное автомобильное путешествие по своей стране и присылали нам с Матвеем открыточки оттуда. А Матвею даже пришли две книжки ко дню рождения - про смешного аллигатора-спортсмена и книжечка Ричарда Скарри, про мистера Свина, у которого сдуло ветром шляпу.
Матвей захотел нам помочь, собрал паданцы и сел их продавать в нашем тупичке )
Много читаем тонких старых детских книг. Путешествие по Корее - "Как Еннам счастье рисовал", по Испании - "Герусо хочет стать человеком", по Бирме - "Тун и Ньюн, мальчишки из Бирмы", по Италии - очень симпатичная книжка из моего детства "Тонио и его собака Пальма".
Пуховые перины у железнодорожных путей.
Нашли под боком поле со стожками и, конечно, полезли на них - валяться и прыгать )
Картинка, которую я вижу каждое утро. Но мне хочется ее запечатлеть в памяти - хотя бы до следующего лета.
Кажется, что на даче - всегда лето. И всегда - дыня на столе, букет из ромашек в кувшине, яблони за окном.
Мы прочитали с Матвеем сказку про дом счастья - да, это он и есть.
Мне очень хочется иметь цветущий сад. Овощи для меня непонятны, а цветы - это гораздо, гораздо лучше. Они просто растут - и все. И не надо мучиться от того, что что-то там пропадает, что-то там скукоживается, что-то там надо солить и варить...
Еще какие-то малыши, порадовавшие меня своим появлением.
Горошек колосится.
В какой-то из дней я несколько часов просидела в беседке с дневником. После жары в голове снова появилось много мыслей )
Подарок наших английских родных. Для Матвея - фаната лего - лучше не придумаешь!
Можно воплотить в жизнь 16 интересных проектов. Вот почему у нас такого не продается?
Удочки, которые мы хотели купить этим летом, так почему-то и остались некупленными ) Может быть следующим?
Но Матвей и сачком поймал маленькую рыбку.
В конце лета я обнаружила, что ни разу не сидела на своем дубу - друге детства ) И решила не грустить по этому поводу, а срочно исправить это упущение.
А потом ко мне залезли Антон с Матвеем, а потом Матвей ушел по своим делам, а мы остались на дереве с Антоном и больше часа сидели там и болтали.
Интересно, как вот все это будет вспоминать Матвей? Я что-то даже представить себе не могу своих родителей, сидящих со мной на ветке или устраивающих пикник на крыше. Потому что мне же кажется, что я все это буду любить и в 40 и в 50 лет... Будет он стесняться, принимать как должное, радоваться?
Посидели мы на дубу и поехали на великах на карьеры в Кудиново - просто посмотреть на большую воду, купаться уже было зябковато.
Там волны и ветер и песок.
Так что Матвей уже может накатывать по 20 км, без труда.
А на обратном пути он увидел горку с трамплином в лесу и не мог отвести от нее глаз ) Вообще, его очень привлекают всякие трюки на скейтах, роликах и велосипедах. Очень гордится собой, когда может перебороть свою осторожность ) Скатывался потом раз десять.
Мы сняли с наряженного Финдусом дерева пластинки, найденные на чердаке, и решили послушать - что же там записано? Оказалось - чудесное! Больше всего мне понравилась Гелена Великанова с "Маленькой Мари" и чех Милан Хладил с "Небом". Одна песня - одна сторона, всего 2 или 3 минуты. На 72 оборотах пластинка вертится очень весело.
Сидела и представляла, как это слушали мои бабушка с дедушкой. И если веселую "Мари" я как-то смогла представить, то "Небо" - почему-то с трудом ) Очень уж легкомысленный джаз )
А потом стало совсем холодно, я собрала орехи, которые не успели собрать белки, и нашла домик божьей коровки.
А вот две песенки с пластинок, которые пролежали много десятков лет на чердаке, на полу, без конвертов, в темном, страшно пыльном углу. Я очень рада, что они теперь с нами.
Click to view
Click to view