Немножечко летних каникул: на машине к югу - ч.1, Дивногорье и Азовское море

Aug 03, 2015 15:56

Вот мы и вернулись: с субботы до субботы, больше 3000 км, ночевка в Дивногорье, хостел в Краснодаре, две ночи в кемпинге среди фруктовых деревьев на Азовском море, две ночи в кемпинге среди песков на Черном, ночь в машине у подсолнухового поля где-то в районе Грай-Воронца... и снова дачка )
Я никогда не была на нашем юге (Бердянск в 86-м году не в счет, наверное) и никогда туда не стремилась. Просто море - это довольно скромный повод для того, чтобы потратить на такую поездку целый отпуск, а больше там, вроде бы, и нет ничего сильно захватывающего и любопытного ) А если для души - то для меня это Крым, которому еще в детстве было отдано сердце. Но тут все как-то совпало - у нас оставалась неделя отпуска, мы очень устали за последний год, нужна была какая-то перезагрузка, хотелось именно, что просто на море, смотреть на горизонт и ощущать невесомость в соленой воде, хотелось чего-то нового, и при этом у нас был очень ограниченный бюджет и все моря, куда надо было лететь на самолете, отпадали. И еще хотелось уже как-то почувствовать, что за окном - июль, в конце-то концов, а не непонятно что ) Жары хотелось, вечеров без пара изо рта и теплых кофт )
И под все эти пожелания отлично попал наш юг. Нам ни разу не пригодились наши кеды и свитерки в +38-40С (мы почему-то не удосужились посмотреть прогноз погоды), пледы так и остались лежать свернутыми в машине (ночью мы, скорее, были озабочены проблемой продуваемости нашей, специально заточенной для жары, палатки), море было теплым, небо - синим, за почти пять дней мы загорели и просолились, ни о чем не думали, катили по дорогам, ели кукурузу, дыни и арбузы, посмотрели немножко новых мест, потрачено 15 тысяч на все про все.
И несмотря на то, что предчувствие меня не обмануло и никаких особенных красот мы не встретили (хотя в Дивногорье замечательно, конечно), все равно меня удивляет эта способность времени - то лететь, то замедляться. Неделя в путешествии - это почти месяц оседлой жизни. На самом деле, это моя мечта - хотя бы какое-то время (год? больше?) пожить в путешествии. Не задаваясь никакими там вопросами - зачем и для чего, не мучаясь от того, что как будто - ни для чего, безбытно и налегке. Мой внутренний исследователь, бродяга и путешественник кое-как держится на сухом пайке, бедняга )
В общем, такая вот жизнь на колесах - очень по мне.

Выехали мы из своего дачного поселка в 30 км от МКАД довольно поздно - в 8.30. И только часа через два выбрались через Бронницы на трассу М4 "Дон". Трасса приятно удивила своей комфортностью, особенно почему-то по дороге туда мне казалось, что стоянки, лавочки, мусорные баки, туалеты, заправки - через каждый километр. Покрытие хорошее, пробок, несмотря на субботу, до Воронежа особенно не было. Немножко постояли на объездной Воронежа, и все. Да, и на пунктах взимания платы, коих было не меньше семи (а они все строятся и строятся) - тоже кое-где.
Начиная с Липецкой области все - в подсолнухах. Подсолнухи везде, везде, везде - полями и просто, растущие на обочине. Потом появляются кукурузные поля. В Краснодарском крае - рис. Судя по придорожным щитам, вся Воронежская область гордится своим наследием: писателями Платоновым и Буниным, поэтами Веневитиновым и Маршаком, памятниками природы и архитектуры. Ростовская область гордится тем, что в ней в этом или в прошлом году родилось больше 50 тысяч малышей - рекорд за 25 лет! Краснодарский край - своими спортсменами-олимпийцами.
Реклама сельхозтехники, доильных аппаратов, средств борьбы с совкой - вместо рекламы о продажи земли или таунхауса какого-нибудь, как у нас.
В общем, глазу все приятно, ново, ехали отчего-то довольно долго, хотя и без особых остановок, и около семи приехали под Воронеж - в заповедник "Дивногорье".
Изначально мы хотели исследовать именно Воронежскую область, но все быстро перетасовалось и в результате Дивногорье стало лишь промежуточным пунктом, скорее - приятным местом для ночевки. Не скажу, что это было очень умно по части экономии времени - с трассы туда надо ехать по средненькой дороженьке, минут сорок, не меньше, но место, конечно, того стоило.
В Воронежской области красивые меловые горы, карьеры, церкви, построенные в этих меловых скалах, пещеры, река Дон, ширь и красота. И подсолнухи, подсолнухи везде )
Приехав, просто поднялись к церкви - самому, наверное, популярному объекту Дивногорья, смотреть на закат.

Температура, по мере нашего продвижения на юг, радовала нас своим ростом: +25, +26, +27... в Дивногорье вечером уже было +29 - мне кажется, что этим летом для меня это был первый такой теплый вечер. Лестница к церкви длинная, но мы, после целого дня в машине, взобрались на нее одним махом ) На следующее утро повторить этот трюк уже не удалось, пыхтели и сопели ))
Как же мы любим холмы и вообще вот эту не-равнинность, как все сразу по-другому ощущаешь...

Это пещерная церковь Сицилийской Божьей Матери, построена в 17в. Ночью она таинственно подсвечивается несколькими фонарями и ее видно издалека.

Мы поднялись наверх, нашли площадочку на краю, достали багетик, очередную порцию плавленных сырков и сок, и сели смотреть на закат над Доном.

Внизу, как в "Унесенных призраками" - маленькая безлюдная станция, редкие поезда проезжают мимо.

Матвей все не мог спокойно глядеть на меня с фотоаппаратом в руках и если замечал, что я фотографирую, то постоянно строил рожи )

Мне очень, конечно, в наших краях не хватает вот такого рельефа и пейзажей.

Красивое завершение первого дня путешествия.

Спустились вниз, пока окончательно не стемнело, выехали на берег маленькой речки Тихая Сосна, впадющей в Дон, нашли более-менее спокойное место (воронежцы, видимо, любят в этих местах проводить с палатками, песнями и музыкой, уикэнд), торжественно распили пол-бутылки ламбруски под фырканье кого-то в реке и вырубились ) Забегая вперед - так хорошо, как в ту ночь, я почему-то больше в поездке не спала. Хотя и выяснилось с утра, что палатку мы в темноте (перебирались с одного, чересчур громкого места, на другое) поставили под наклоном )
Утро было снова теплым и вот да, действительно ласковым. Тихое и светлое какое-то.

Мы взяли с собой кастрюлю и угля, и решетку, но всем этим воспользовались один раз - в первый день на море ) Завтракать как-то по-серьезному, по-туристически, было лень )
В восемь утра было уже жарковато. Мы вскарабкались наверх и поняли, что до десяти - время начала экскурсий, мы не доживем, и пошли осматривать все сами. Плюс в том, что в десять мы уже уезжали из Дивногорья, ну и смогли неспешно пройтись и полюбоваться окрестностями в тишине, а минус в том, что без экскурсий ты об этом месте как-то мало чего можешь узнать. Да, все было - городище, могильники и т.д., да, ты идешь той же экскурсионной тропой (таблички просят с нее особо не сходить, ибо клещи и гадюки), но взору твоему представляются только прекрасные окрестности. Ничего практически не сохранилось и где что было - остается только догадываться и дорисовывать мысленно.

Жаркооо ) по фигуре Антона это видно )
Ярко-желтые полосы так радуют глаз.

Я ожидала, конечно, больше белого и я на каждый белый пятачок кидалась, как оголодавший по мелу человек )

В Дивногорье растет свыше 650 видов растений. Но мы как-то увидели лишь их крохотную часть. Вот Матвей собирает в машину какие-то очень душистые цветы (тимьян?), растущие на скалах. Еще Матвей все надеялся увидеть сурка-байбака или первязку, о которых он прочел на информационном щите, ну, или змею какую-нибудь, но тщетно ) Только канюк, ящерица, сверчки, махаон и пчелы - вот наш улов )

Еле уговорили Матвея снять футболку - он считает, что ходить так - ужасно неприлично и согласился только потому, что кроме нас никого там не было.

Что-то такое очень интересное, рассказывающее о том, как жили люди в разные периоды, но с суровым сторожем, пускающем к домикам только экскурсии.

Вообще, мне эти места напомнили Чуфут-кале или Мангуп.

Еще немножко флоры.

В общем, прогулялись перед новой длинной дорогой, получили заряд солнца и красивых пейзажей, и спустились вниз - к 10 утра подтянулось довольно много машин, открылись кафе и сувенирный домик, а мы в противотоке поехали обратно к М4. Надо бы еще, конечно, вернуться, на выходные как-нибудь, поездить по окрестностям, побывать в Малых Дивах, в пещерах, в Костомарово, на карьере каком-нибудь...

На пути к трассе, под Лисками, остановились по просьбе рьяно машущего руками человека. Человек стоял у машины с молдавскими номерами, умоляюще складывал руки, говорил, что он - югослав :), что вот его югославские деньги, давайте поменяемся, а? а то у меня на заправке не берут, а бензина нет, а ехать надо к ребенку ) В общем, печальная история! Мы хмыкнули и уехали, а дальше по трассе - еще несколько точек с такими вот несчастными голосующими "югославами".
И мимо подсолнухов я проехать не смогла )

Т.к. времени на подготовку у нас было крайне мало, все путешествие было спонтанным, то и с дорогой мы как-то не все продумали. Было ясно, что за день мы до моря не доедем, надо где-то остановиться, и не в палатке, т.к. хотелось помыться и вообще. К семи вечера, т.е. за восемь часов по трассе (ремонт в районе Павловска-Богучар), доехали до Ростова-на-Дону. Зашли в Мегу (о, эти одинаковые Меги и Икеи, где везде чувствуешь себя дома :), подкупили воды и каких-то мелочей в Ашане, и решили, что на ночь остановимся в Краснодаре - а, часа два ехать, всего-то. Поймали вай-фай, забронировали хостел и тронулись в путь. И ехали пять часов! Практически вся М4 на этом отрезке - в ремонте ( и все таааащутся. Ну, открыли окно и насладились зато запахом Азии. Серьезно - видимо из-за водоемов и тепла, там такой же запах, какой встречал нас в аэропортах Джакарты или Бангкока, а мы по нему так соскучились уже.
В Краснодаре навигатор нас повел по каким-то непонятным, разбитым улицам, кварталам промзон, опять-таки - Азия - лавки, лавки, лавки, везде что-то продают, продают...потом, бах! дорогой отель из стекла и бетона. И снова - маленькие домики, лавочки... В хостеле были только в час ночи ( Кое-как дозвонились до тех, кто внутри, кое-как нас пустили (вот вообще странно, как мне кажется - вы ж гостиница, почему не работаете круглосуточно? Антон еще хозяйке позвонил, пока я с кем-то из персонала говорила по телефону, так она его вообще отчитала, хм).
Но в итоге администратор оказался ничего себе парнем, переночевали под грифом "секретно", потом с букинга пришло уведомление, что бронь снята, т.к. мы не приехали.
А хостел симпатичный, нам понравился, просто переночевать за дешево (тысяча рублей, комната была на четверых) - хорошо. Это на Берговой 64, найти, правда, проблематично.

С балконом вот большим - это вообще наша слабость )

И никого нет. Люди, аууу! До хозяев не дозвонились, выпустили нас какие-то постояльцы.

А мы проехались по Краснодару (очень странный город, но с утра выглядел лучше, чем ночью) и часа через три, проехав Темрюк, прибыли на Азовское море. Проехали Голубицкую, где поначалу я думала остановиться (толпы) и доехали до Кучугур, которые я себе наметила ("тихий поселок" по отзывам).
Вышли над городским пляжем. Аааа, я почему-то совсем не ожидала столько людей ) Направо.

И налево.

Я очень надеялась, что кемпинг будет куда-то налево, но он оказался справа ) И все-таки там было уже не так ужасно )
Поставили палатку и спустились к морю - одна минута.

Не очень-то люблю песчаные пляжи, везде этот песок ( Галька мне нравится куда больше. Но вдоль моря гулять, конечно, удобнее )

Ракушечки простенькие по всему берегу.

Матвей что-то строит, Антон исследует медузу.

Я побыла на море часик и мне страшно захотелось куда-то идти, что-то исследовать... ) но Антон как-то не поддержал эту идею ) Я его, конечно, понимаю - пешком там ходить особо некуда, а снова садиться за руль... Ну, попыталась просто понаслаждаться морем и солнцем )

Матвей страшно рад, что доехали до моря, наконец-то! Совершенно детского моря - без волн, с глубиной "по пояс" до горизонта )

Еле-еле подбила кое-кого пройтись по пляжу ) Ну интересно же! Но, наверное, не на Азове ) Там все скромно с интересностями и пейзажами ) Ну вот что там можно делать на отдыхе...

можно песчаные замки строить и украшать их ракушками,

можно уйти за горизонт, если хочется побыть одному,

можно удивляться размерам медуз,

можно рыб, которые выбрасываются на берег, закидывать обратно в море,

а можно не закидывать, зачем-то собирать их и класть в ведра, банки, склянки,

рыбы-иглы

Можно фотосессии устраивать или селфи на закате делать.

Можно объесться кукурузой (я за поездку съела початков девять, наверное!).

Купаться в море на закате.

Дегустировать местное пиво (все, в общем, одинаковое, но Дон как-то чуточку получше, а Черноморске - совсем так себе).

В общем, не сильно много занятий есть на отдыхе )
Остановились мы, как я уже написала, в кемпинге, он в Кучугурах, похоже, один (в той же Голубицкой их много), это для нас был первый опыт. Ничего особенного мы от них не ждали и тем не менее все равно как-то странно было, что так все как будто застряло во времени как-то. Ну вот как в фильмах-комедиях советских про наш юг - все сколочено из непонятно чего, душ по расписанию, туалет на выбор - с холщовой шторкой или с зеленой кривой дверкой на вертушке-щеколде. Все такое "я его слепила из того, что было" ) Хотя кемпинг этот существует уже не первый год и людям там нравится, возвращаются. Меня, в общем, ничего по части быта не напрягало, но все-таки - почему так сложно сделать как-то все по-человечески, симпатично, с душой? И там же и хозяева сами живут, администрация - тоже в палатках-шатрах. Но это я придираюсь, конечно. За 380 р. в сутки (150 - взрослый, 80- дошкольник) у нас было место под палатку, стоянка рядом, холодная вода по расписанию (но была же), туалет, вай-фай тоже по расписанию, розетки, для желающих - место для готовки с какими-то базовыми вещами для этого и место для стирки с общественными тазами, что-то отдаленно напоминающее детскую площадку, что-то, где можно вечерами собираться под навесом. Т.е. очень даже ничего ) Вот в кемпинге на Черном море не было ничего, кроме туалетов, например, и пляжного душа )
В общем, вот наш уголок на два дня. Не сильно живописный, зато в тени, что ценно.

Справа - слива

Слева - какое-то ежевичное дерево шелковица/тутовник ).

Вся территория - в дикорастущих мальвах.

На второй день поехали на грязевой вулкан, он слева от Кучугур, если смотреть на море. Вообще, оказывается, в Краснодарском крае полно этих вулканов, они считаются очень целебными, половина из них (самые раскрученные) - платные, какие-то - бесплатные. Вот в Кучугурах этой грязи даром - ходят за несколько км, носят пятилитровыми бутылками.
Внизу в этих холмах - вулкан.

О том, что это не просто какая-то там лужа, напоминает скромное бульканье в серединке и время от времени вылетающий из недр плевок грязи.

Грязь ужасно плотная, вязкая, хорошо держит, но перебираться по ней проблематично, а вылезать - еще труднее, все мышцы напрягаются, неплохая такая нагрузка )

Мы были с утра и там было как-то совсем немного людей, днем машин было море, как там все помещались -не представляю.

А потом надо спускаться к морю, смывать с себя эту красоту ) А в море нас ждала засада - все рыбы, что вчера стремились на берег, благополучно до него добрались и стухли. Пришлось еще с километр стройной вереницей, скользя в своих тапках по ракушкам, топать вдоль ароматного моря, в поисках места почище. Удовольствие на любителя ) Но вообще смешно ) Мне вообще нравится экспериментировать. Вот Антон в грязь не полез, а нам с Матвеем понравилось )

Отмывшись, взобрались обратно на холмы и в тени олив зарезали дыньку с видом на море.

Кузнецы огромные повсюду

Матвей попросил ему початочек сорвать - оказалось, что молодая сырая кукуруза очень вкусная и сладкая.

Прошлись по "центру" Кучугур - чурчхела по 60, дыни по 50, арбузы по 15. Жилье предлагают от 350 с человека - самое простое. Цены в магазинах те же или выше Москвы. Выше Глобуса, Ашана и иже с ними - точно, на большой такой порядок. Сувениры, сувениры, круги, надувные крокодилы. Кафе почти нет, одни столовые. Обед на троих (по сравнению с остальными нашими обедами самый вкусный) - 480, что ли. Это "первое, второе и компот". И кексики с круассанами. Столовая "Наташа", что ли.
Экскурсии предлагают какие-то не сильно интересные, по большей части искуственно созданные, и недешевые. Посещение Голубицкого зоопарка, крокодилы и дельфинарий - 1800 на взрослого, поездка в город-курорт Анапа (предлагается прогулка по набережной и отдых и развлечения на ваш вкус, т.е. фактически трансфер один - 480, а если еще хотите на теплоходе прокатиться - 500, а на яхте - тысяча). Есть еще африканская деревня, центр казаков, осетровый завод, средневековый замок "Львиная голова", анапский аквапарк, долина лотосов, этнокомплекс Черкесский аул, Новороссийск, Тамань, Геленджик. Из интересного (на мой взгляд, по описанию) - Горная Адыгея (3100/2900) и Пшадские водопады (1400).
Дыньки "на сувениры".

Большинство, как мне показалось, все-таки предпочитают тихий отдых со строительством замков ) Практически каждая первая семья - с детьми.

Рыба в Кучугурах в тот день легла на дно протяженной полосой метрах в двух от берега. Мы через нее перешагивали и шли, шли к закату, чтобы хоть по плечи было )
Вообще, фото такие разнообразные, да? ) У меня было ощущение мамы из Простоквашино, которая выгуливала платья )

Долго там, правда, не пробудешь на берегу - с заходом солнца вылетают кусачие комарики, запасайтесь средствами.

Зато спать ложились рано-рано, вставала вот с рассветом.

В общем, посмотрели мы на Азовское море немножко, для начала и нас, соскучившихся по полосе "море-горизонт", вполне сошло, и поехали дальше - через Тамань на Черное.

Воронежская область, Путешествия, Рассветы, Поездки, Фото, На машине, Азовское море, Краснодарский край, 92 дня - лето