Травмирующие ситуации

Jan 28, 2010 23:48

"Мы читаем у Питера Левина, что любое необычное для данного ребенка поведение вскоре после опасного эпизода может говорить о том, что ребенок травмирован. К таким проявлениям психической травмы могут быть отнесены гневные вспышки, неконтролируемые приступы ярости, гиперактивности, страхи, повторяющиеся ночные кошмары, метания во сне, ночное недержание мочи, невнимательность на уроках, забывчивость, избегание людей и, наоборот, навязчивость, всяческие боли неизвестного происхождения, застенчивость, агрессивность...

В дикой природе опасности встречаются на каждом шагу, и животные благополучно спасаются - реагируют на них бегством, для чего весь организм мобилизуется.
У людей мозг устроен гораздо сложнее, он содержит, кроме древних структур, относительно новые, благодаря которым возможны речь и решение сложных творческих задач. Однако, поразительным образом мгновенные простейшие реакции, присущие животным в угрожающей ситуации, у человека могут не сформироваться. Поэтому если животные мгновенно реагируют на опасность, то человек - не всегда. Будет ли он травмирован при встрече с угрозой - в огромной степени зависит от индивидуальной способности человека реагировать в этих ситуациях.

Когда животное (будь то лев, собака, косуля, лошадь, птица или ящерица) сталкивается с опасностью, его мозг тут же вырабатывает необычайное количество энергии - сродни выбросу адреналина. Это, в свою очередь, вызывает быстрое сердцебиение и другие телесные изменения - чтобы организм смог защитить себя. Так он полностью мобилизуется на борьбу с угрожающими его жизни обстоятельствами.

Неизрасходованная энергия просто так, сама собой не исчезает: на ее основе формируется травматическая реакция. Таким образом, чем меньше энергетических ресурсов израсходовано в опасной ситуации, тем больше их остается и тем более вероятно, что в будущем разовьются травматические симптомы. Такова теория Питера Левина.

Из травмирующих событий медицинские процедуры встречаются, по мнению Питера Левина, наиболее часто. Стандартные медицинские процедуры и хирургические операции (особенно когда проводятся на детях, которые испуганы предстоящим испытанием и которых, к тому же, привязывают во время анестезии) могут быть чрезвычайно травматичными. После прохождения таких “рутинных” процедур дети часто становятся боязливыми, сверхбдительными, прилипчивыми, импульсивно-агрессивными или начинают страдать ночным недержанием. Нередко последствия подобных переживаний остаются скрытыми на протяжении многих месяцев и даже лет.

Большую часть этих травм можно предотвратить, если родители находятся рядом, подбадривают ребенка и объясняют ему происходящее, не кричат на него и сами не боятся (что очень важно!), или же откладывают процедуру до того момента, пока ребенок не успокоится.

Травмирующая ситуация так эмоционально захватывает человека, что он не чувствует своего тела. Питер Левин считает, что важно в этот момент переключить внимание ребенка с эмоций на область физических ощущений. Для этого нужно обратить его внимание на то, как ведет себя тело. Просто спросить его: «Что ты чувствуешь вот здесь?» (показывая на грудь, живот...)".
Э. Х. Давыдова, канд. психол. наук


П.Левин
"Исцеление от травмы. Уроки природы"

"Временно «замороженная» антилопа имеет шанс выйти из состояния шока, сможет дрожать и трястись, чтобы разрядить большую часть энергии, удерживаемую ее нервной системой, а затем, как ни в чем ни бывало, побежать в поисках стада.
Хотя кажется, что мы далеко ушли от таких животных, как антилопа и гепард, реакции человека на угрозу являются биологическими.

Угроза довольно обычна и для людей. Хотя мы редко это осознаем, но мы также владеем внутренней способностью к завершению и разрешению травматичных эпизодов. Наши реакции на угрозу имеют биологический характер, и разрешение травмы также является биологическим по своей природе.

Для того чтобы оставаться здоровым, все животные (включая и лю-дей) должны разряжать огромную энергию, мобилизованную в ситуации борьбы за выживание. Эта разрядка венчает нашу реакцию на угро-зу, позволяя нам вернуться к нормальному функционированию. В био-логии процесс данного рода называется гомеостазом, указывая на спо-собность организма адекватно отвечать на любые предлагаемые условия и затем возвращаться к исходному уровню, называемому «нормальным» функционированием.

Когда большой зверь выходит из состояния шока, он начинает дрожать, сотрясаясь в почти конвульсивных движениях. Кажется, что его конечности двигаются хаотично. Движения завершаются тремя глубокими вздохами, которые распространяются по всему телу. Комментатор фильма (биолог) говорит, что такое поведение медведя необходимо для того, чтобы «сдуть стресс», накопленный во время поимки. При замедленном повторе становится ясно, что «случайные» подрагивания ног на самом деле представляют собой скоординированные движения бега - подобным образом животное завершило свой бег (прерванный в момент поимки), раз-рядило «застывшую энергию», а затем «оголтело» задышало всем телом.

Я узнал, что для того, чтобы излечиться от травмы, не обязательно раскапывать и оживлять воспоминания. На самом деле сильная эмоциональная боль может привести к ретравматизации. Все, что нужно де-лать, чтобы освободиться от симптомов и страхов, - усилить наши глубокие физиологические ресурсы и сознательно их использовать. Если же мы будем продолжать игнорировать возможность изменения наших инстинктивных реакций, мы останемся в состоянии оцепенения и боли.

Так называемые «травматические воспоминания» не всегда являются подлинной историей произошедшего события. Возникающие образы правдивы в том плане, что они соответствуют «энергетической силе» переживания. Они также удовлетворяют тому глубокому томление, которое мы, люди, переживаем, стремясь узнать, что с нами произошло. Это ключ к пониманию загадки травматических воспоминаний и избеганию ловушек, создаваемых «ложными воспоминаниями». Нам важно понять, что многие люди (неосознанно) переживают медицинские процедуры почти также как переживают изнасилования. Любое предположение об изнасиловании или соблазнении, сделанное терапевтом (или другим посредником) может привести травмированного чело-века к созданию «ложных воспоминаний», объясняющих любой, «похожий на изнасилование» опыт.

Весьма немногие из нас знают, как оставаться присутствую-щим и поддерживать эмоционально-энергетический контакт, необходи-мый для гарантии, что стрессогенное или чрезвычайное событие не приведет к образованию ослабляющих здоровье симптомов травмы, которые могут стать хроническими. Это тот вызов, который мы должны принять, если стремимся стать победителями травмы.

Как повествует греческий миф, тот, кто посмотрел Медузе прямо в глаза, в тот же миг обращался в камень… и моментально застывал.
Если вы хотите исцелиться от травмы, необходимо знать, что с ней нельзя бороться напрямую.
Здесь нам открывается двойственная природа травмы: сначала проявляется ее разрушительная способность отнимать у жертвы способность жить и радоваться жизни. Другая сторона - парадокс травмы - ее способность трансформировать и воскрешать. Будет ли травма жестокой и карающей Горгоной, или же станет средством, позволяющим взлететь к вершинам трансформации и со-вершенства, зависит от того, мы к ней подходим.
При соответствующем руководстве и поддержке с их стороны, мы способны подражать анти-лопе и научиться дрожать и трястись, возвращаясь в стадо. Будучи способными обуздывать эту примитивную и разумную инстинктивную энергию, мы можем преодолеть травму и трансформировать ее.

Ошибка, которую часто совершают сведущие «травматологи», за-ключается в том, что ребенка просят рассказать о чувствах, пережитых непосредственно вслед за событием.
Не надо помогать друг другу «избавляться от своих чувств», нужно лишь быть сострадающе присутствующими по отношению друг к другу".
П.Левин "Исцеление от травмы. Уроки природы"



"Питер Левин дает родителям некоторые конкретные рекомендации.

1. Очень важно, чтобы родители сами держали себя в руках. Если мать напугана и расстроена происшедшим, то ее поведение может травмировать ребенка.

Одна мама вспоминает: «Выходили мы из автобуса. Голову сына прищемило в дверях. Это было не больно, просто неожиданно, я испугалась. Сын вскрикнул, но история не произвела на него сильного действия. Я закричала, отругала водителя, потом несколько раз при сыне рассказывала эту историю знакомым - уж очень я испугалась. И вот мой шестилетний ребенок не может войти теперь в автобус: он кричит и упирается, и неизвестно, что делать, на чем его возить».

Да, ребенок очень чувствителен к материнскому состоянию. И если уж мать испугалась, значит, тут есть действительно серьезная опасность. Ребенок может бессознательно сделать такое умозаключение. Кроме того, ему передается состояние матери, оно ложится на его собственный страх, в результате невротическая реакция готова.

2. Ребенку надо дать успокоиться, приласкать его. Пусть вас не вводит в заблуждение «героический» облик ребенка. Важно помочь ребенку выразить его чувства, а не загонять их вглубь, не вытеснять их из сознания. Ибо известно, что чувство не исчезает, если отвлечь от него внимание или сделать вид перед собой и другими, что «все в порядке», «мне нисколечко не страшно».

3. Пусть ребенок почувствует себя в безопасности. Если вы замечаете у него признаки шока (остекленелые глаза, бледность, быстрое поверхностное дыхание, дрожь, дезориентированность), или он очень возбужден, или слишком заторможен, - говорите с ним ровно, ласково, негромко, возьмите его на руки, но мягко, не стискивая. Нежно дотроньтесь до спины в области сердца - для поддержки: это не будет препятствовать самовосстановлению организма после шока, ведь ребенку надо прийти в себя. А вот укачивать и похлопывать его, по мнению П. Левина, не надо: это может прервать естественный процесс восстановления.

4. Когда вы заметите, что признаки шока прошли, мягко обратите внимание ребенка на его чувства. Спросите, как он чувствует себя физически. Если он говорит «хорошо», то спокойно и медленно повторите его ответ: «Ты чувствуешь себя хорошо» - и ждите реакции, например, кивка. Потом задайте вопросы - про голову, руку, ногу. Питер Левин советует уточнять, какого размера, формы, цвета, веса это физическое ощущение, если оно есть. Такие вопросы позволяют лучше сосредоточиться на телесных ощущениях.

5. Не задавайте сразу несколько вопросов, делайте промежутки между ними - по минуте или по две. Это нужно для того, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, не прерывал поток своих естественных телесных реакций (дрожь, крик и т.п.).

6. Дети, выходя из шока, могут сильно плакать, дрожать.

Родителям не следует пытаться это прекратить.
Внешнее выражение дистресса должно завершиться само.
Исследования показали, что дети, хорошенько поплакавшие после испуга, легче возвращаются в нормальное состояние. Покажите ребенку, что плач и дрожь - здоровая реакция. Можно положить руки на плечи или на спину ребенку и сказать: «Поплачь, поплачь». Главное - не прерывайте естественную реакцию ребенка, пытаясь изменить его поведение.

7. Обратите внимание на эмоции вашего ребенка. Когда он успокоится, с ним хорошо проговорить это событие. Попросите его рассказать о происшествии. По тому, как он говорит, вы поймете, какие чувства им владеют - гнев, злость, страх, вина, печаль, смущение... Если у вас есть аналогичные детские воспоминания, поделитесь ими, не утаивая, что и вы испытывали такие же чувства. Пусть он узнает, что любые его чувства имеют право на существование. Старайтесь давать своим чувствам и чувствам ребенка точные названия. Например, если вы испытываете страх, то так и говорите об этом, а не смягчайте: «Мне стало не по себе» или «Неприятно». Это необходимо для отреагирования чувств.

8. Не обсуждайте событие сразу: пусть пройдет время и ребенок «отойдет» от травмы. Потом можно будет и поговорить, и поиграть в это происшествие, и порисовать - заняться психотерапией, доступной внимательному и чуткому родителю.

Конечно, эти рекомендации не обязательно выполнять буквально.
Всех возможных травмирующих событий предугадать нельзя, но можно помочь ребенку отреагировать это событие, эмоционально исчерпать его и не оставлять занозу в душе на много лет".
Э. Х. Давыдова, канд. психол. наук. Психологическая газета: Мы и Мир (№11[111]2005)


Peter Levine

Trauma, Somatic Experiencing and Peter A. Levine PhD

image Click to view



Peter Levine Interview: Trauma Proofing Your Kids

image Click to view



Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.
В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:
соматовегетативный (0-3 года),
психомоторный (3-7 лет),
аффективный (7-11 лет),
эмоционально-идеаторный (11-17 лет).
Понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.
Возраст-зависимые проявления неврозов у детей. М.Ю. Бобылова, невролог, канд. мед. наук

В Иерусалиме в Адассе есть специальное отделение детское пост-травмы под руководством др. Бен-Аруш.
http://www.hadassah.org.il/Children/he-IL/Doctors/Medical+departments/Psychiatry/default.htm
רפאת פוסט טראומה בילדים
רופא אחראי: ד"ר פורטו בן הראש
תחומי טיפול: טיפול בילדים שחוו טראומה בעיקר בעקבות פיגועי טרור, תאונות דרכים או אירועים טראומתיים אחרים.
מזכירות: גב' מיה פנירי 8-14
מזכירות ופניות: גב' צביה פרס, ימים א'-ה', בין השעות 8:00-16:00
טלפון במזכירות: 02-5844457
פקס: 02-5324877
מיקום: הדסה הר הצופים, בית ריקליס, קומת כניסה
http://detishki-israel.livejournal.com/4970832.html?thread=80210768#t80210768

Психология и психомоторное развитие, Здоровье и безопасность

Previous post Next post
Up