Лажа какая-то со шрифтами или я отвыкла от дневника?
Новый альбом «Пикника» не такой ,как другие.
В нем нет ощущения «идти», нет движения ,так горячо любимого мной .
Это тот же бродяга-путешественник,но остановившийся ,»затихший
прохожий», и поневоле »глядящий чему-то вслед»,не назад ,а вслед -
отсюда чужие ,узнаваемые следы в музыке:
музыкальная фраза из песенки 70-х годов(«В нашем доме поселился замечательный сосед «),
только сильно замедленная;и открыто цитируемое начало"Последней осени"
Шевчука ,и стилизованные авантюрные нотки,отдающие неуловимыми мстителями и
американскими фильмами про индейцев.
Он, как и я сейчас , никуда не может выйти ,двинуться ,подняться…
("Мог подняться вверх Да в ботинке гвоздь"). Ему что-то мешает…Мне ветрянка ,а ему-что?
Видимо ,то,что всегда мешало в нашей стране (от Кореи до Карелии)
любить джаз - общее мракобесие.
Джаз и мракобесие - это человек,слышащий ,создающий ,наслаждающийся
музыкой ,смещающий акценты и импровизирующий-т.е. человек свободный
и тупой примитивный мир ,глухой мир «пыдр»,пользуясь словарем
hisdarkness ,
созданный «хилыми « и «хитрыми», мир истуканов,
где желание "всем поровну" оборачивается
» заплатами» и «смехом лощеных дураков»,
где«не поют ,а заикаются»,
где, «все запаскудили» и « все украдено до нас ",
"развороченный рай".
Где Человеку вне массы , «животному особенному ,к дикой жизни приспособленному»,
как Ихтиандру ,Заратустре или Захер Мазоху
не хочется дышать с людьми одним воздухом , пылью
(кстати, у Шевчука то же -пыльный воздух,горящая костром эпоха ,осиновые колья и
мотив прощания ) ,и не хочется видеть то ,что лезет в глаза…
Этот альбом - вариация на тему масскультуры и попсознания -
как бы обратная проекция советскому фильму 60-х «Человек-амфибия» .
Парадокс фильма в том , что это был первый МАССОВЫЙ ,РЫНОЧНЫЙ -больше 80 миллионов
посмотрело за год- ПРОДУКТ с «привкусом свободы» не по-советски.И это ожидание свободы ,
надежды на свободу ,связаны не только с мечтами доктора Сальватора
о свободном мире без бедных и богатых,
не только с красавцем Ихтиандром-первым суперменом советского кино,
не только с красавицей Гуттиэре -не мышкой,советской колхозницей ,
комсомолкой ,активисткой,передовичкой ,
но и прежде всего с «западной» ,
цивилизованной жизнью -теми же джазовыми нотками ,
которые вводит в фильм Петров ,
желанием »пить вино», оголенными плечами ,рекламой ,автомобилями,
красивой одеждой ,деньгами.
На съемках вся киногруппа читала тайком Хемингуея «По ком звонит колокол»,
все грезили свободой ..Она пришла .Лет 20 назад .Массово . Принесла в массы рыночную стоимость ,
моду на Ницше ,падших ангелов и мазохизм...И оказалась не свободой …" слова как бумеранги
Бьют им в сморщенные лбы …" ,"Чтобы те, кто дышит пылью
Стекла выбили в домах" -утопия ,
сверхчеловек -утопия ,в массах обожаемая ,но не достижимая…
Потому здесь Заратустра с плетью,
и герр Захер Мазох повторяет печали всем на зло ,
назло штампованным фразам о капризной судбе;
и Ихтиандр рвет скафандр-они все в своем роде« падшие ангелы».
И никто никуда уже не идет.
Похоже ,бродячий певец Шклярский приходит к мысли Бродячего певца из «Человека-амфибии»:
Лучше лежать во мгле,
В синей прохладной мгле,
Чем мучиться на суровой,
Жестокой проклятой земле. ..
Или он просто чуял рядом шедшую смерть?
Только он пока не может уйти ,"очнется и заноет сердце от тоски"…
Потому коду слушать очень грустно . Это прощание .
Хотя слова «смерть» в альбоме я не услышала .
Наверное ,следующий альбом будет совершенно другим.Хочется верить ,что он будет .
По настроению-это самый однородный альбом "Пикника",
в нем нет привычной и -опять же-любимой мной мозаичности-
хотя , он тоже распадется на 2-3 песни ,
которые понравятся многим почитателям ,
но вряд ли альбом привлечет кого-то из не любителей- он антимассовый,
я бы сказала .
Ну так и джаз не все любят, и не все слушают ,
что уж о "Пикнике" говорить...
Юра, Спасибо за диск.