Гностицизм - от греческого гносис:
γνῶσις
-εως ἡ
1) познавание, познание Plat., Arst.
2) знание
ex. (ἡ αἴσθησις γ. τίς, sc. ἐστιν Arst.)
3) наука
ex. (ἡ φθσικέ γ. Arst.)
4) узнавание
ex. τέν γνῶσίν τινος ἀπιστεῖσθαι Thuc. - не узнавать кого-л.
5) юр. расследование, дознание, следствие
ex. (αἱ τῶν δικαστηρίων γνώσεις Dem.)
6) (личное) знакомство
ex. (πρός τινα Aeschin.)
7) отчетливость, ясность
ex. ἐναργεστέραν τέν γνῶσιν ἔχειν Plat. - быть более известным, знакомым
8) известность, слава
ex. (ἡ ἐς γνῶσιν ὁδός Luc.)
9) распоряжение, указ
ex. (αἱ τοῦ ἄρχοντος γνώσεις Luc.)
10) филос. поздн. гносис, гностическая философия
Большой древнегреческий словарь -
http://www.slovarus.info/grk.php При этом, английское значение этого слова - знание, переводится не только как knowledge, но и как awakening - пробуждение, утрата иллюзий, осознание, понимание, бодрствование - и этот перевод в большей степени соответствует пониманию гностицизма. Хотя, более точное значение перевода на английский язык больше соответсвует слову acknowledge - «осознание» , как внутреннее приобретение познания себя.
Итак, гностицизм есть философско-религиозная система, возникшая в начале 1 века н.э., на постулатах которой позднее были построены религиозные системы ортодоксального христианства, Василида, Валентина, мандеев, манихеев, античного римского митраизма, каббалы, катаров, богомилов и т.д., философские системы неоплатонизма, герметизма и пр.
В основе гностической системы лежит представление о «Боге» (назовем условно, потому как общепринятое понятие «Бог» в гностицизме отсутствует), как о надмирном Творце, Создателе идеального мира Полноты. Его можно описать только в отрицательных образах - незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, о нем нельзя размышлять как о неком боге или богах, и т.д. Идеальный мир находится в Творце и Им же является. Все создаваемые Полнотой миры (эоны-греч.) являются самостоятельными мирами и имеют способность творить такие же миры и находятся в процессе постоянного творения. Творец и Полнота чужды материальному миру и не являются его создателями. Материальный мир является результатом и созданием ошибки, изъяна. Появление изъяна было обусловлено произошедшим сбоем в структуре непрерывного процесса творения в идеальном мире. В результате появляется некая несовершенная сущность, продолжающая автоматически творить, в соответствии с заложенным в ней подобием способности творить из идеального мира. Эта несовершенная сущность творила свои несовершенные миры и сущности, так как создавать совершенные миры не могла, ввиду своего несовершенства. Структура идеального мира была нарушена и Полнота изолировала изъян, переместив из несовершенной сущности силу (дух), доставшуюся от Полноты, в образ Полноты - первого человека (андрогинного Адама), созданный сущностями изъяна путем введение изъяна в заблуждение. Осознав это, силы и власти изъяна (архонты) растворяют образ Полноты (Адама), в том веществе, которое способны были создать уже без силы идеального мира, а именно в материи. Таким образом, материальный мир является лишь творением изъяна, лишенного силы идеального мира. Все дальнейшие попытки сил и властей изъяна вернуть себе силу идеального мира, а также история введения в заблуждение и запугивания материальных сосудов, хранящих в себе образ Полноты - (людей), изложены в иудейском Пятикнижии (Торе) или Ветхом Завете.
Для восстановления Полноты, исправления изъяна и устранения сил и властей, мешающих образу Полноты вернуться в идеальный мир, Полнота вынуждена войти в изъян и материальный мир и донести до материальных сосудов (людей) знание о том, что они содержат на самом деле. Именно осознание вышеизложенной системы и является тем якобы «тайным» знанием, о котором так часто говорят, упоминая гностицизм и гностиков. Осознание несовершенства этого мира и возможность вернуться к благому Отцу есть основные эсхатологические чаяния гностиков. Именно в этом и заключается гностическое Спасение, а материальный образ Полноты, донесший это Знание до людей, называется Спасителем (Хрестом). С этой точки зрения гностицизм можно определить как Знание о том, откуда человек родом, что делает здесь и куда уйдет после своей физической смерти.
Доступно это Знание любому человеку, способному осознать факт несовершенства материального мира и существования надмирного благого Отца, без необходимости практикования какого-либо оккультизма, религиозных или оккультных ритуалов, посвящений, молитв, гимнов и пр. Заявления о том, что данное Знание доступно лишь избранным, базируется уже на более поздних прогностических концепциях и в базовых документах гностицизма не упоминается.
Базовыми источниками гностицизма являются тексты из коптской библиотеки Наг-Хаммади: Евангелие от Фомы, Апокриф Иоанна и более позднее Евангелие от Филиппа.
Так же к базовым писаниям можно отнести и Евангелие от Марии из Берлинского папируса 8502. Поздние гностические, канонические христианские, мандейские писания, манихейская литература, Каббала, герметические трактаты и тексты неоплатонизма также содержат значительное количество аутентичных гностических идей и логий.
С учетом локализации появления гностицизма базовые тексты частично несут полемическое истолкование космогонических представлений древних текстов иудаизма, а именно, Пятикнижия Моисея. Племенное божество иудеев Яхве, возведенное в ранг единого бога и творца материи, является лишь одной из многочисленных сущностей изъяна, возможно, занявшей некое главенствующее положение после изъятия силы идеального мира у творца изъяна.
В свете вышеизложенной системы, резкий антияхвизм гностицизма или неприятие иудейского бога, видится вполне оправданным явлением, но не как противопоставление духа и материи или двух разных богов, доброго и злого, ввиду невозможности противопоставить эти понятия, а только ввиду абсурдности утверждения о том, что Яхве есть Единый Бог. В данном контексте невозможно определить гностицизм, как дуализм, а тем более как резкий дуализм.
Гностицизм можно определить скорее, как одновременное существование двух монистических систем - идеалистической и натуралистической. Идеалистическую систему представляет мир благого Творца, в котором образующей фундаментальной субстанцией является сам Творец и всё, находящееся в этом мире состоит из этой субстанции и им собственно и является.
Натуралистическую систему представляет собой материя и в нашем мире она является единственной существующей реальностью, которую можно, хотя и весьма условно, описать современной естественной наукой.
Взаимопроникновения этих систем друг в друга не существует, есть только односторонняя возможность проникновения идеалистической системы в натуралистическую. Натуралистическая система имеет лишь возможность влияния на идеалистическую систему посредством эмоционального воздействия, результатом которого является некоторая отсрочка во времени по восстановлению баланса в идеалистической системе. Натуралистическая система искусственна для идеалистической и является для нее лишь временным неудобным явлением.
Классифицировать поздние трактовки гностицизма можно следующим образом:
1. Поздние гностические учения.
Различные трактовки гностической системы начинают появляться, по-видимому, уже в первом веке нашей эры и их традиционная классификация достаточно объективна, за исключением симониан, последователей Симона Волхва, который вероятнее всего есть отражение личности самого Спасителя. Кроме того, николаиты, офиты, борбориты, каиниты скорее всего являются продуктом мифотворчества апологетов христианства, а сифиане, вероятно, обобщающее название полицентричного гностицизма первого века. Популярность нового учения была велика и уже в первом веке появились синкретические ответвления вроде римского митраизма, соединившего гностицизм с языческими верованиями.
Ответвления от базовой системы шли по разным путям. Например, докеты, утверждали иллюзорность материального тела Спасителя, у Василида появляется дробление на хорошего и плохого архонтов на базе различия между богами в первой и второй главах Бытия, сыновство Спасителя начинает приписываться хорошему архонту, появляются утверждения об избранности гностицизма и деление людей на три типа - плотских, душевных и духовных, спасение становится доступным только духовным людям, появляются материальные и моральные условия спасения, от аскетизма до резкого либертинизма. Валентин развивает концепцию сыновства Спасителя от архонта и популяризирует гностицизм. Более поздние его последователи развивают ритуализацию гностицизма, объявляя необходимость знания молитв, гимнов, заклинаний, внедряют пищевые запреты и т.д. Маркион приносит новые писания, ненавистное отношение к архонту и первый канон - законодательное установление якобы истинного набора писаний.
С легкой руки поздних гностиков произошла морализация гностической системы, то есть разделение системы на плохое и хорошее, хорошего бога и плохого, хороших людей и плохих, хороших духов и плохих и т.д. Тем самым мораль, принесенная по преданию архонтами, стала главенствовать в поздних гностических системах.
2. Гностицизм в христианстве.
После разрушения второго храма и рассеяния иудеев, значительная иудейская диаспора образовалась в Риме. Соединение валентинианского гностицизма с иудейскими пророчествами о приходе Мессии и отождествление благого Отца с племенным богом Яхве, равно как Духа-Утешителя с духом Яхве, многократно упоминаемом в иудейской Библии, привело к созданию совершенно нового учения, названного ортодоксально-кафолическим христианством. Позаимствовав у Маркиона его писания и идею о каноне, молодое и агрессивное учение объявило его еретиком, как все остальные учения, противоречащие ортодоксально-кафолической парадигме. Позднее, уже в 4 веке, после законодательного установления христианства в качестве государственной религии, все остальные учения, их писания, равно как и носители, физически уничтожались.
3. Гностицизм в иудаизме.
Синкретизация гностической системы с таким эллинизированным перетолкованием гностицизма, как неоплатонизм, породило мистическое учение в иудаизме Каббалу. Заимствованное учение о 10 эонах, составляющих Полноту, было соотнесено к иудейскому богу и развилось в сторону сложных эманаций Единого в направлении материи, в соответствии с неоплатоническими представлениями.
Несмотря на то, что сам термин гностицизм придуман в 19 веке для обозначения в большей степени поздних гностических учений, вышеозначенная попытка определения гностицизма является осмыслением корней, из которых выросли всевозможные, разнонаправленные учения.