Разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме.
- Маркс К. Письмо к Руге. Крейцнах, сентябрь 1843 г.
Нужно «оставить философию в стороне», нужно выпрыгнуть из неё и в качестве обыкновенного человека взяться за изучение действительности.
- Маркс К., Немецкая идеология
Оригинальность философской концепции гностицизма заключается в том, что это единственная концепция, которая определяет весь окружающий нас мир, как Ничто (небытие). Бытием эта концепция определяет идеальный мир (Плерому), порождением которого является небытие. Фактически эти миры едины и находятся в постоянном процессе борьбы друг с другом. Небытие вытягивает Свет из Плеромы, наполняя его страданиями, а Бытие очищает Свет от страданий и возвращает его в Плерому.
Для перехода по менее травмирующему пути возврата Света в Плерому, то есть для ухода на более высокий уровень, от Небытия к Бытию, необходимо здесь в материальном мире приобретать Знание (Гнозис). Приобретение Знания приводит к определенному изменению сознания - перерождению (метанойе), то есть к приобретению нового качества. И в этом мы видим определенный переход количественных изменений в качественные.
Процесс перехода из небытия в Бытие через места середины, может рассматриваться, как механизм развития, который проходит следующий цикл. Сначала отрицается то бытие, в котором мы живем, то есть окружающий нас мир, которое дает проход в места середины, становящиеся в момент перехода нашим бытием. Далее отрицаются места середины, как бытие и открывается проход в Плерому - в настоящие Бытие. Направление, форма и результат развития выражаются в отрицании отрицания.
Удивительным образом философская концепция гностицизма укладывается в рамки диалектического материализма. Но немного не того, о котором нам со всех страниц трубят всяческого рода философские порталы, а того, который изначально создавался классиками марксизма на базе античной философии. Ведь если мы посмотрим первый закон диалектики - закон о единстве и борьбе противоположностей, то само утверждение о том, что материя первична, грубо противоречит этому закону. Ибо материя и дух едины, являясь противоположностями, и они не существуют в наших условиях один без другого.
Следовательно, диалектический материализм, являясь в большей степени мировоззрением, а не философией, описывает положение дел в материальном мире, не отделяя идеальное от материи.
А положение дел у нас здесь в материальном мире совсем не простое. И это не простое положение длится уже не одну тысячу лет. Вопиющая несправедливость материального мира всегда будоражила умы масс, побуждая к поиску выхода из несправедливости.
Гностическая космогония в своем чистом виде всегда была и остается достаточно сложным предметом для понимания её широкими массами. Потому попытки внедрения её в массы всегда заканчивались катастрофической вульгаризацией самой идеи.
Диапазон этих изуродованных представлений простирается достаточно широко, от магической ритуализации идеи, до концепции построения царства божьего на земле.
На самом же деле магия гностицизма состоит именно в преображении сознания (метанойе) и достигается оно не ритуалами, а приобретением Знания. И Знания не как некой мистической составляющей, которая также имеет место быть и без которой невозможно преображение как таковое, а всеобъемлющим изучением и осмыслением исторических и философских материалов, уже имеющихся в распоряжении человечества. Результатом чего и является приобретение того самого мистического Знания, которому обязательно нужна серьезная образовательная база. То есть, для понимания и принятия концепции гностицизма, для так называемого раскрытия одного из потенциалов человека - человека духовного (пневматика) требуется определенный образовательный уровень, дать который необходимо самым широким массам.
Из опыта нашего существования в этом мире мы знаем, что получить достаточно высокий образовательный уровень возможно при условии наличия у человека свободного времени и желании потратить это свободное время на творческое освоение миропонимания.
Отсюда следует, что человечеству необходимо создание той формы общества в этом мире, которая даст высокий уровень образования и наличие свободного времени при полном экономическом благополучии и дружелюбном отношении человека к человеку.
История развития человеческой мысли и опыт построения социально-экономических формаций однозначно указывает нам на модель, способную удовлетворить всем, указанным выше требованиям. Безусловно, такой моделью является марксистско-ленинская модель построения коммунистического общества через экономическую модель диктатуры пролетариата. Причем, именно в том виде, в котором её удалось реализовать Сталину и его соратникам, которая в дальнейшем была разрушена, оболгана, исковеркана и несправедливо забыта.
Могут сказать, эка тебя перековеркало гностик! Совсем влево скатился! Даже философскую базу подвел под то, чтобы оправдать преступления кровавого сталинского режима! Увы, стереотипы прочно вбиты нам в голову в данном случае десятилетиями пропаганды, а что касается гностицизма, то столетиями. Но ведь мы на то и человеки разумные, чтобы вопреки насаждаемым стереотипам, объективно разбираться с теми вопросами, которые попадают в поле нашего зрения.
А ведь этот период истории достоин весьма и весьма пристального изучения, тем более, что еще живы свидетели того времени, есть архивные документы и, безусловно, масса фактов, которые не удается скрыть никакой пропагандой.
Потому начнем понемногу разбираться с этим вопросом, памятуя о том, что Знание - это Сила!!!
ЗЫ. Прежде чем что-то написать, задумайтесь над словами Жана Поля Сартра: «Любой антикоммунист - это сволочь!»