Ин.14.6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Сколько копий было сломано вокруг этой фразы, особенно не сторонниками христианства. Ну как так, если, например, папуас из Новой Гвинеи, который ни сном, ни духом никогда не слышал о Христе и Его Учении, то, получается, что ему Спасение просто не светит, не говоря уже о всех остальных бонусах, что обещает христианство.
И то верно, ведь ни мусульманину, ни иудею, ни буддисту, ни прочим адептам мировых и локальных религий, никогда не войти в Царствие Божье, хоть ты лузни.
Потому и сомневаются все, не верующие в Христа, что такой исход реален и возможен.
А верующие в Христа, наоборот, ударяя пяткой в грудь, утверждают, что эта цитата показывает, что только Учение Христа является единственно верным.
При этом, никаких серьезных аргументов, в том числе и в святоотеческих толкованиях, найти не представляется возможным. Только утверждения в духе - Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!
Однако, есть подозрение, что такому утверждению Иисуса должно быть вполне логичное объяснение. И, как это принято в этом блоге, попытаемся взглянуть на эту цитату с точки зрения гностической космогонии.
И здесь мы обратим внимание на то, что Сын - это категория Знания. То есть, Иисус, являясь Сыном Отца небесного, олицетворяет категорию Знания. То есть, категория Жизни (Мать) рождает идею и образ, категория Любви (Отец) приводит этот образ в соответствие с качествами Духа, и категория Знания (Сын) завершает этот процесс реализацией образов, приведённых в соответствие с качествами Духа Незримого или Света, что есть основа всего - мира идеального и мира реального.
В контексте нашего материального мира категория Знания - это Знание о несовершенстве материального мира, о наличии у человека вечной составляющей, о существовании Отца и возможности для вечной составляющей вернуться к настоящему Отцу. Лишь приняв это Знание, что и есть Спасение с точки зрения эсхатологических представлений гностиков, душе человека возможно вернуться домой. И в таком ракурсе, нет никакой разницы, во что верит человек в этой материальной жизни, ему, либо в материальном теле, либо после физической смерти, придется принять эту Истину, пойти тем самым Путем, чтобы вернуться к своему настоящему Отцу и войти в Жизнь. И не важно, папуас ли из Новой Гвинеи, ортодоксальный иудей из Иерусалима, воинствующий боец Исламского государства, медитирующий буддист, истово крестящийся православный, клянущийся всеми святыми католик, благообразный лютеранин или орущий в религиозном экстазе новопротестант - всем им предстоит принять Знание для выхода из мест середины, куда они попадут после своей физической смерти.
Только такое толкование цитаты Ин.14.6 обретает глубокий смысл и логичное объяснение слов Иисуса, без всякого фанатизма, слепой веры и категорического отвержения.
Путь, Истина И Жизнь в единственном числе и для этого совсем не обязательно быть христианином, чтобы пройти по этому Пути.