Актуальная статья поныне! Думаю, что ключевые слова здесь - " Юлиан ... жаловался, что все документы, касающиеся Назарея, были уничтожены по приказу Константина...
Оригинал взят у
elelet в
Великий кощунникСколько же веков прошло, но эти слова по-прежнему звучат злободневно и как нельзя, актуально:
«Не стану перечислять преступлений, совершенных вами лично или по вашему наущению. Эти убийства и грабежи свидетельствуют о порочности, приличествующей скорее диким зверям, нежели служителям божества, пусть даже и ложного. Вы требовали от государства казни ваших противников и конфискации их имущества… о, как, однако, вы любите богатство мира сего! А ведь ваша религия проповедует непротивление злу, запрещает вам судить друг друга и даже владеть имуществом, не говоря уже о том, чтобы его похищать! "Царство Мое не от мира сего" - изрек ваш пророк, а вы носите богатые ризы, усыпанные драгоценными каменьями, строите огромные базилики - и все это отнюдь не на том свете! Вас учили презирать деньги, а вы их копите. Вам заповедано платить за зло, будь то зло реальное или воображаемое, добром, а вы натравливаете друг на друга озверевшие толпы, дабы предать своих противников мучительной смерти. Вы расшатываете основы не только истинной веры, но и самого государства, главой которого я, по милости Божией, являюсь. Вас нельзя назвать даже достойными последователями Назарея, ибо вы не в состоянии следовать его заповедям. Кто же вы, если не лицемеры?» - Юлиан, прозванный "Отсутпник".
Оригинал взят у
novecento_66 в
Великий кощунник Юлиан-кощунник
Наверное, так сегодня по новомодной церковно-мамонтовской терминологии назвали бы римского императора Флавия Клавдия Юлиана, еще при жизни получившего от христиан прозвание «Апостата» - Отступник.
Чем же так насолил им молодой парень (на момент гибели Юлиану был 31 год), который и правил-то всего года три. Даже меньше.
Мысленно перенесемся в Римскую империю, как писал Окуджава - времени упадка.
Нет, не удержусь, процитирую:
Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка:
Цезарь был на месте, соратники рядом,
жизнь была прекрасна, судя по докладам.
На самом деле было не совсем так. Административная реформа Диоклетиана внесла в размеренную жизнь элементы хаоса и зародыши грядущего распада. Ситуацию усугубил новый император - Константин.
Будущий святой натворил немало дел. Ну, то что родственников своих (включая жену и сына) изводил под корень, это ладно. На то она и родная кровь. Хуже другое. В довесок к неудачной административной реформе он добавил реформу религиозную.
Миланский эдикт 313 года фактически поставил ранее преследуемое христианство в привилегированное положение по отношению к остальным религиям империи. Нет, пользуясь тем, что текст эдикта не сохранился, последующие историки (христианские, понятно, других к этому времени уже извели) утверждают, что просто христианство уровняли в правах, легализовали, так сказать. Но сохранившиеся выдержки и главное, последующие действия Константина позволяют утверждать, что это ложь. Речь шла о провозглашении христианства государственной религией Римской империи (официально это было сделано парой лет позже).
Далее последовал эдикт об освобождении церкви от податей, закон 319 года, освобождающий клир от налогов и общественных повинностей. Закон 321 года утвердил приоритетное право христианской церкви приобретать недвижимое имущество. Быстро богатеющая церковь занялась скупкой всего и вся - при прямой поддержке государства по всей империи возводились церкви, причем целенаправленно на месте и из материала древних храмов. Например, афинская базилика св. Маврикия построена из камней разрушенного храма Аполлона. Да что перечислять - примеров сотни. Если не тысячи.
Просто представьте себе. Приходила толпа немытых оборванцев, с ОМОНом в придачу (пардон, с преторианцами) и древний храм, история которого насчитывала десятки веков (как сейчас говорят - памятник истории и архитектуры) исчезал, а на его месте появлялось современное культовое здание с подземным гаражом (тьфу, опять на современность переклинило).
Какие процессы подобная практика вызвала в обществе и как они влияли на внутренне единство и мощь государства говорить не надо. Не победи тогда христиане, мы бы сейчас вместо гекатомб всяких житий великомучеников христианских, имели бы точно такие же гекатомбы мучеников всех других культов.
Написанные на отвратительном греческом Евангелия заменяли труды Платона, Еврипида, Гомера… Как сейчас наши дети спрашивают, а кто такие Павка Корчагин и Буденный, точно также дети и тогда спрашивали почтенных римлян о Язоне и царе Леониде.
Да, напоследок о Константине Святом. Сей святой, не будь дурак, крестился только на смертном одре, что позволяло ему вести подобающий языческому императору образ жизни. Его статуя, переделанная, кстати, из статуи Ареса, стояла в пантеоне языческих богов. (Замечу, что из одних Дельф он вывез 2700 статуй, большинство из которых на скорую руку переделывались в христианских святых, если не были совсем голые).
При этом он реально заправлял церковью. Не номинально числился, а решал важнейшие теологические споры. Например, осуждение арианства - его работа. Никейский собор 325 года, утвердивший на вечные времена основные христианские догматы также проходил под его непосредственным руководством.
Причинивший столько проблем христианским проповедникам догмат о Троице (святой Патрик замучившись был вынужден объяснять его на примере листа клевера) тоже оттуда.
Символ веры, блин
Et in unum Dominum nostrum Jesum Christum, Filium Dei, natum ex Patre unigenitum, hoc est, de substantia Patris, Deum ex Deo, Lumen ex Lumine…
В общем, помните…
Вот такое плачевное зрелище предстало глазам юного Юлиана.
И что делать в такой ситуации классически образованному молодому человеку, к тому же благородных кровей? Восстать? Тут же вспомнят, что ты наследник по боковой линии и придушат. Значит ждать и копить ненависть к торжествующей духовной черни.
Он ждал и копил. Но копил не только ненависть. Он копил знания. Платон, Сократ, Аристотель, Плотин, Пифагор, Зенон, Фрасимах…
И после всего этого ходить каждый день в церковь, стоять среди быдла и слушать дилетантский лепет… Видеть обломки классической архитектуры, чудом сохранявшиеся изваяния (например, статуи Диоскуров сохранились только потому, что высочайше было приказано считать их изображениями святых Козьмы и Домиана).
Время шло, юноша мужал. Не буду рассказывать как, но кривая и любимое занятие самодержцев - уничтожение ближайших родственников, возвели его на императорский престол. До этого совсем молодым он успел повоевать в Трансальпийской Галии. Его резиденция, кстати, размещалась в Лютеции, нынешнем Париже. Собственно галльские легионы и провозгласили его императором.
Обретя власть, Юлиан 4 февраля 362 года издал закон о свободе совести. Каждый стал волен поклоняться тому богу (или не поклоняться никакому. sic!), которому пожелает, и притом любым способом. Христианская (галилейская, как она тогда называлась) вера перестала быть государственной, и христианские (галилейские) священники стали вновь обязаны наравне со всеми прочими платить все налоги и муниципальные сборы. Кроме того, Юлиан вернул из ссылки всех епископов, сосланных христианскими императорами и даже разрешил вернуться в Александрию «врагу рода человеческого» Афанасию (о нем отдельный разговор).
Все земли и строения, которые за прошедшие десятилетия захватили галилеяне, были возвращены приверженцам соответствующих культов.
Обложение налогами ожиревшей церкви позволило Юлиану проводить разумную социальную политику. Он освободил от налогов многодетные семьи, начиная с тринадцати детей (оп, не с трех, и от всех налогов, а не просто фуфельный материнский капитал). Юлиана беспокоило, что численность варварских племен растет, а население империи сокращается (нынешнюю власть и ее прислужников-галилеян это не беспокоит).
Слово самому Юлиану: «пока епископы жирели, государство слабело, и варвары на рубежах империи, подобно стае голодных волков, дожидаются, когда мы зашатаемся от слабости и наконец падем. Мое предназначение - остановить накренившуюся колесницу Фаэтона, готовую упасть на солнце».
И стали расцветать сотни цветов. Юноши вспомнили, что значит Римская доблесть, снова прозрачный паросский мрамор засиял в портиках многочисленных храмов, снова можно было лицезреть цветастые одежды зороастристов и аскетические хитоны киников и митраистов. Извечный враг империи парфянский царь Шапур сидел тише тихого.
Но нет. За десятки лет привыкшие к роскоши галилеяне повсюду, где могли жгли, отравляли, убивали из-за угла.
И вот пылает храм Серасписа в Антиохии, в Кесари сожжен храм Фортуны…
А что Юлиан? Сжигает христианские храмы, убивает священников? Нет.
Максимальная кара - переименование городов и временное приостановление функционирования церквей.
Вот свидетельство современника, Святого Иеронима: «подобные действия Юлиана следует назвать преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению»
Не взирая на христианский террор, Юлиан пытался найти общий язык с церковью. Он предлагал ввести Назарея (Христа) в пантеон богов и расположить его статую рядом со статуей Асклепия, так как Христос тоже был искусным врачевателем. Но постоянно наталкивался на отказ, неприятие, непонимание, агрессию и оскорбления.
И тогда он в исступлении кричал: «Вы взяли худшее от иудаизма - нетерпимость. Благочестия евреев, поскольку оно есть, вы знать не хотите; но вы подражаете их гневу и суровости, (подобно им) разрушаете храмы и жертвенники и убивали не только тех из наших, которые остаются верны религии отцов, но и принадлежащих к вашему же заблуждению, которые оплакивают Труп не таким же самым образом, как вы! Впрочем, это вы уже скорее делаете по своему почину, ибо ни Иисус, ни Павел нигде такого распоряжения вам не давали по той причине, что и не надеялись, что вы когда-нибудь получите такую силу! Они были довольны, если им удавалось обмануть служанок и рабов»!
Юлиан критиковал не только основы христианства (он нашел в религиозных догматах 64 явных противоречия и несуразности, хотя и жаловался, что все документы, касающиеся Назарея, были уничтожены по приказу Константина), он уже имел возможность критиковать практику церковной власти.
«Не стану перечислять преступлений, совершенных вами лично или по вашему наущению. Эти убийства и грабежи свидетельствуют о порочности, приличествующей скорее диким зверям, нежели служителям божества, пусть даже и ложного. Вы требовали от государства казни ваших противников и конфискации их имущества… о, как, однако, вы любите богатство мира сего! А ведь ваша религия проповедует непротивление злу, запрещает вам судить друг друга и даже владеть имуществом, не говоря уже о том, чтобы его похищать! "Царство Мое не от мира сего" - изрек ваш пророк, а вы носите богатые ризы, усыпанные драгоценными каменьями, строите огромные базилики - и все это отнюдь не на том свете! Вас учили презирать деньги, а вы их копите. Вам заповедано платить за зло, будь то зло реальное или воображаемое, добром, а вы натравливаете друг на друга озверевшие толпы, дабы предать своих противников мучительной смерти. Вы расшатываете основы не только истинной веры, но и самого государства, главой которого я, по милости Божией, являюсь. Вас нельзя назвать даже достойными последователями Назарея, ибо вы не в состоянии следовать его заповедям. Кто же вы, если не лицемеры?»
Но что же хотел Юлиан? Все утверждают, что движения назад, возращения к язычеству. Нет. Начнем с того, что к тому моменту это было уже не архаическое эллинское язычество, а полифония культов. Например, Митраизм, охвативший минимум треть империи и которому мы обязаны датами Пасхи и Рождества - это отнюдь не язычество. А монотеистический культ сравнимый по догматике с христианством, зороастризмом и иудаизмом.
В подражание галилеянам, он вознамерился объединить всё жречество Римского мира и поставить во главе его Великого понтифика. Империю же разделить на религиозные единицы с четкой системой соподчинения жрецов различных культов с избираемым ими верховным жрецом, подотчетным только императору. В эту жреческую корпорацию имели право войти абсолютно все конфессии, включая галилеян. «Люди должны иметь право поклоняться любому богу или богине, в каком бы обличии они не являлись людям, и как бы странно ни звучало их имя, ибо многообразие свойственно нашему миру».
Юлиан погиб в возрасте 31 года во время довольно успешного похода на персов «по несчастной случайности», как отмечали современники. Утром 26 июня 363 года, во время одной из стычек он получил смертельный удар копьем в нижнюю часть печени. Что за копье и чей то был удар - неизвестно. Известно лишь то, что никто из персов не получил за смерть императора награды, значит, никто из персов к удару причастен не был.
Кому выгодно? Понятно.
Потом его еще оболгали, типа он перед смертью сказал «Ты победил, Галилеянин». Но очевидцы говорили, что перед смертью он обращался к Гелиосу и специально попросил вынести его из палатки на солнечный свет.
Римской империи осталось существовать всего тридцать лет. Тридцать последних бесславных лет. Христианство сделало свое дело. Галилеянин (а с ним гот и вандал) победил.
Остается только предполагать, чтобы было, проправь Юлиан не три, а тридцать лет. Возможно, не было бы тысячелетнего христианского сна, этакого хилиазма наоборот. Кто знает, каких бы вершин достиг человеческий разум без церковной лоботомии и аутодафе.
Я посмотрел в окно и представил себе на месте кривобокого бетонного склепа (как называл христианские церкви Юлиан) мраморную колоннаду Пантеона….
Я приносил бы жертвы точно Пану, безусловно Великому пророку Мани, наверное еще Кибеле и Сераспису. А вы?