Не перестает меня преследовать странное чувство некой брезгливости и непонимания, даже как-то странно становится. Вот смотрю на ситуацию вокруг и Украины и, как лицо, сильно отравленное российской пропагандой, вполне себе двумя руками поддерживаю «Крымнаш», который является по своей сути самым настоящим демократическим волеизъявлением народов Крыма, к счастью для которых вооруженные силы России оказались в нужное время, в нужном месте и всё это очень замечательно совпало с геополитическими интересами России. Я всей душой поддерживаю ополченцев Новороссии, которые де-факто воюют за свою Свободу, и я желаю им дойти до Киева. Я искренне сочувствую России, на которую ополчился весь т.н. цивилизованный мир, руководимый Империей Добра и верю в то, что она найдет в себе силы и сумеет выстоять против тех европейско-американских ценностей, которые уже вполне однозначно напоминают маниакальный бред. Но, просматривая всяческого рода телевизионные политические шоу российских каналов, начинаешь обращать внимание на присутствие на оных всякого рода российских ура-патриотов, которых по моему глубокому убеждению на пушечный выстрел нельзя подпускать к подобным шоу. Боже мой, в Новороссии гибнут люди, а тут сплошь русская идея, припудренная духовностью, крики о возвращении к неким духовным ценностям, определить которые никто не в состоянии, ура-патриотические заявления о том, что в России всё совсем не хуже, чем в Европе и за всё за это надо бороться до конца. Ну хоть убейте, за что за это? Что это такое, за что стоит умереть?
Патриотизм хорош тогда, когда видишь достижения своей Родины, когда тебе есть, что терять и ты готов отстаивать тот кусочек своей родной земли, где родился ты и твои предки. Скажем прямо, патриотизм жителей таких стран, как, например, Украина и Латвия, лично для меня находится вне всякого понимания - достижений просто нет, терять с каждым днем становится всё меньше и меньше и заверения в готовности отстаивать свою землю, уже больше походят на некую мантру зомбированных сектантов, с тем отличием от сектантов, что тупящие эту мантру с превеликим удовольствием готовы убежать и массово бегут со своей Родины, за которую якобы готовы любому глотку порвать. Такой вот интересный патриотизм.
Что касается российских патриотов, то они своей зомбированностью мало чем отличаются от прочих укро и латышо патриотов, при всем при том, что, чем гордиться, у российских есть на порядок больше, чем у украинских и латышских, но, на порядок меньше, чем у шведских датских и немецких. Серединная ситуация, при всем при том, что Россия имеет значительно больший потенциал и ресурс для подъема патриотизма, чем Швеция, Дания и Германия вместе взятые. Что же там такое происходит в России? Что мешает такому большому сообществу умных и сильных людей на протяжении уже многих лет взять и довести свою великую страну до уровня германо-скандинавских стран? Потенциал и ресурс, как говорилось выше, есть, и людской, и материальный. Есть вроде даже духовная идея, но, получилось так, что за последние 25 лет в России был построен тот самый дикий капитализм 30-х годов ХХ века, о котором так много написано книг и снято замечательных фильмов, вроде «Загнанных лошадей пристреливают, неправда ли?». Безусловно, построили капитализм с налетом некого русского распиздяйства, но капитализм, жесткий, бессердечный, для которого важна только прибыль и практически ничего личного. Воспиталось и выросло уже не одно поколение типа культурных, образованных людей, основной движущей силой поведения которых является бизнес, бизнес без границ для совести и морали. Бизнес, в котором считается нормальным давить партнера, как клопа, выжимать из него соки, предъявлять претензии, не выполняя своих обязательств, элементарно кидать своих партнеров, при этом вежливо улыбаясь и совершенно не прислушиваясь к здравому смыслу. Да, я прекрасно отдаю себе отчет и понимаю, что всё это пришло к нам с «цивилизованного» запада в начале 90-х, ибо в основном такие «партнеры» наводнили постсоветское пространство и именно они так, жестко и бессовестно привнесли сюда тот капитализм, который взрастили в России, но, что самое страшное, ученики многократно превзошли своих учителей. При всем при этом, народ в России остался русским по своей сути и без объединяющей идеи, цели и ценностей, вобрал в себя все худшие черты, как от совка, так и от дикого запада. То есть, совковое «всё вокруг советское, всё вокруг моё» так и осталось частью психологии российского общества и абсолютное большинство народа совершенно наплевательски относится к результатам своего труда, лишь бы бабки платили. А с другой стороны, большинство заботится насыщением своего кошелька и большинству абсолютно наплевать на то, что происходит у соседа, лишь бы это никак не отражалось на личном доходе. При этом это же большинство истово крестится, ставит свечки, подает нищим, помогает убогим, творит массу добрых дел, но не удосуживается слить воду за собой в общественном туалете, убрать за собой мусор и сделать хоть что-то, чтобы всему обществу, а не только ему лично жилось комфортно. Ну есть же вроде элементарные вещи, которые были прописаны тысячелетия назад, как например, «поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы они с вами поступали» и понятно, что если тебя будут окружать богатые и счастливые соседи, то ты сам просто не сможешь не быть богатым и счастливым. Беда в том, что вещи эти прописаны давно, но, только там, где они вбиты в головы и сердца, то именно там народ и живет счастливо. Посмотрите на те же самые Швецию, Данию и Германию. Здесь надо снять шляпу перед протестантизмом, которое принесло в психологию народов один небольшой, но очень и очень полезный постулат - качество твоего труда есть качество твоего личного служения Богу, то есть, чем лучше ты трудишься сам и лучше относишься к своим ближним, то и воздаяние на небесах тебе будет соответственным. И ведь эта психология, вдалбливаемая протестантизмом сотни лет, дала свои результаты и впиталась в кровь людей. И всё это видно невооруженным глазом, стоит просто прокатиться по этим странам. И здесь уже не важна национальная идея, ибо порядок сам по себе и есть та самая национальная идея.
И, если Прибалтийские страны, в силу своего менталитета, исторической памяти и безмерным желанием пресмыкаться перед западом худо-бедно, хотя бы внешне, изображают видимость того самого порядка, то в России нет даже его видимости. И беда эта заключается как раз в том, что нет той самой объединяющей национальной идеи, которая способна поменять отношение народа к своему труду и пониманию того, что личное качество труда каждого есть самый важный фактор объединения народа и усиления государства.
Как говорил Бердяев - «природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ». «Все относительное, чтобы оно собой ни представляло - будь то мораль, наука, искусство, право, национальность и пр.- как таковое не является для русских ценностью. Оно обретает свою ценность лишь благодаря своему отношению к абсолютному, лишь как форма выражения абсолютного, абсолютной истины и абсолютного духа». Одним из важных последствий такого взгляда на мир было признание православным религиозным сознанием работы, какой бы полезной она ни была, действительно благой лишь постольку, поскольку она служит высшим целям и способствует основному делу человека в этой жизни - духовному деланию, иными словами, имеет смысл аскезы. Всякий труд и добрые дела приобретают для спасения смысл, лишь когда совершаются «Христа ради». «Никакая, самая энергичная и в других отношениях полезная деятельность не может быть в буквальном смысле благотворной»,- утверждает православие. Или, как говорил преп. Серафим Саровский: «Лишь только ради Христа делаемое добро приносит плоды Святого Духа, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает». «Возлюби нищету, нестяжание и смирение» - говорил преп. Нил, видя в добровольной бедности не только монашеский идеал, но и идеал всей Церкви, всех христиан.
И куда, спрашивается, можно двигаться, если национальной идеей и возрождением духовности объявляется любовь к нищете? Куда можно зайти, если в душу вбито, что нищета - это благодетель, а реальная жизнь показывает совсем обратную картину? Как может себя вести и что может думать человек, который видит, как те, кто усиленно проповедует нищету, сами купаются в роскоши? Проповедуют правду, а на деле лгут? На словах осуждают разврат, а на деле становятся фигурантами нетрадиционных сексуальных скандалов? Вот и получается, что тот поведенческий стиль, который процветал при советской власти - «думаем одно, говорим другое, делаем третье», не только никуда не исчез, а расцвел буйным цветом на многих территориях бывшего СССР и тем более в России. И опять виной тому идеология. Безусловно, далеко не все верят в эту идеологию, но, для тех, кто не верит, существует лишь один приоритет - бизнес и ничего личного.
К большому сожалению в сегодняшней России нет объединяющей национальной идеи, которая была бы способна поставить для народа цель, задачу и надежду на светлое будущее, которая пошагово рассказывала о том, что надо делать сегодня, чтобы завтра люди и их потомки жили лучше. Все заняты либо сиюминутным набиванием карманов, либо смиренной подготовкой к загробной жизни. А лучшую долю для своих потомков видят в работе в «цивилизованных» еуропах и америках.
И даже сегодняшняя реальная агрессия всего западного мира против России способна лишь сплотить россиян против внешнего врага, но никак не дать стимул к построению цветущего государства. Разговоры о импортозамещении, безусловно, нужные, продуктивные и, действительно, ипортозамещением заниматься надо было и давно. Возможно, и даже хочется в это верить, что санкционная политика против России подстегнет Россию усиленно заняться собственным производством и отвадит желание бизнеса всех уровней закупать всё на западе, зачастую в ущерб собственным производителям, но, сейчас, даже самые жесткие запреты закупать, например, оборудование на Западе, не решат проблемы России, так как заменить реально нечем. Часто бывая в России по работе, я не перестаю удивляться, как в такой богатой и образованной стране, с грамотной законодательной и технической базой, с грамотными специалистами и т.д., многое держится буквально на соплях, работает оборудование и технологии столетней давности, и никто особенно не рвется что-то сильно менять, а кто рвется, постоянно жалуется на отсутствие средств. Но, самое страшное, что ничего практически не происходит - грязь, бардак, лизоблюдство и дикий капитализм.
Недаром, самое активное и успешно работающее министерство в России - это Министерство по чрезвычайным ситуациям и ситуаций этих с каждым годом всё более.
Немного перефразировав своего френда в ЖЖ, можно сказать, что Дикий Капитализм - это система, при которой прибыль извлекается на всех этапах производства товаров и услуг. И стандарты, нормативы, ГОСТы, технические условия нарушаются сплошь и рядом. Нарушаются, занижаются или обходятся стороной. А это значит, что мы окружены механизмами и сооружениями, при создании которых кто-то что-то обязательно сэкономил. И скорее всего не один раз. Любая из машин, любое из зданий, созданных в последние 25 лет, почти наверняка созданы с нарушениями тех или иных стандартов, условий, нормативов. Потому что кто-то при их создании очень хотел положить себе в карман лишний миллион. А то, что жизнь и здоровье пассажиров, пользователей, жителей, посетителей при этом будет подвергаться опасности - простые строители и инженеры еще могли подумать, а вот их начальство, менеджеры, акционеры - вряд ли.
Это система, при которой потребитель должен есть говно, смотреть говно, пользоваться говном и жить в говне. И что самое грустное - зачастую в опасном, аварийном и легковоспламеняющемся - самом дешевом, какое только может быть, говне.
Характерно, что всё это говно актуально на всем постсоветском пространстве. Ну да, в Прибалтике это говно как-то поаккуратнее, но, по своей сути то же самое говно. Чему характерный пример это трагедия в Золитуде, где при обрушении крыши в супермаркете погибло 54 человека.
Но, мы, однако, про Россию, в которой самая главная проблема - это отсутствие общенациональной конструктивной идеи, которая помогла бы не только сплотить общество, но изменить его в сторону добросовестного отношения к своему делу каждого гражданина России. Опять же, оглядываясь на Латвию, где тоже нет объединяющей общенациональной идеи, впрочем, где нет и самой объединенной латвийской нации, а присутствуют две общины, разделенные по языковому принципу, при том, что значительная часть одной просто лишена части гражданских прав, всё происходит очень понятно - неудовлетворенные граждане просто голосуют ногами и уже практически четвертая часть населения живет и работает в других странах Евросоюза. И потому в Латвии всё относительно спокойно и чинно так, что даже процент безработицы как-бы и не особо растет по отношению к численности работоспособного населения, всё еще проживающего в Латвии. Однако, Латвия не Россия и россиянам просто некуда свалить в таком количестве, да и с экономикой в России реально на порядок лучше, чем в Латвии. Вот только нечем особо мотивировать людей к жизни с европейской аккуратностью.
Вот и задумаешься о воскрешении из небытия социального государства с человеческим лицом, где по факту должно быть - от каждого по способностям, каждому по труду. Но, кто же в России способен так серьезно наступить на горло своей же песне? Кто способен преобразовать ура-патриотический «Крым наш» в социальный «Россия мой дом»? Ведь вряд ли кто станет срать в своем доме по углам, но как убедить в этой непреложной истине людей? И главное, чем?