Nov 24, 2012 01:15
Все пословицы и поговорки русского языка, как правило, подаются говорящими и пишущими, как некие истины в последней инстанции, освященные древностью, традицией, народной мудростью, смекалкой и другими достоинствами абстрактного носителя и создателя этого «кладезя мысли». Между тем, в этом народном цитатнике с завидной регулярностью проскакивают, как совершенно мелочные сентенции вроде «рубашки к телу», так и абсолютно глупые и даже вредные.
Лично меня больше всего раздражает поговорка про «недосол на столе», который карается «пересолом на спине». Из-за этого, наученные «великой народной глупостью» хозяйки всюду щедро сыпят соль горстями, благо продукт недорогой - чего его жалеть! Однако если подумать здраво, то можно заметить, что недосоленную пищу легко досолить прямо в тарелке, а пересоленную уже никаким образом не исправишь - только отправить в помойное ведро.
Это была присказка, а запустил я эту телегу, про народную глупость, чтобы перейти к искусству.
«Пересол», или правильнее сказать «перебор» - чего угодно - эмоций, технических приемов, множественности смыслов, слов… просто перебор времени и объема - значительно хуже, чем недобор. Точно, как в блэкджеке! В идеальном варианте, конечно, должно быть «очко» - точно в меру - но если нет 100% уверенности, то лучше сознательно подстраховаться и слегка «недобрать». Зритель, слушатель и читатель - не дурак! Точнее - дурак, но все же не до такой степени, чтобы совсем уж не иметь ни чувств, ни логики, ни фантазии. Чтобы он понял, что за кирпичной стеной стоит лошадь - ему достаточно увидеть хвост, или услышать ржание. Абсолютно правильное впечатление от хорошей книги - когда открываешь последнюю страницу с жалостью и удивлением - «как? уже конец?» - и хочется продолжения! Но, если начинаешь пролистывать или перематывать вперед - это лажа! Точно также, как в театре - худшее впечатление, когда тебе говорят, - «ну, ты переиграл!» Это значит - передавил на эмоции, перетянул одеяло, переорал, короче - перевыпендрился. Зритель сразу это отмечает и совершенно уверен, что ему показывают вранье! И наоборот, когда актер выдает эмоции на сцене на 95%, у зрителя автоматически возникает ощущение, что есть там что-то еще выше и сильнее. Включается фантазия самого зрителя и от этого масштаб и яркость его чувств, впечатлений и вовлечения в происходящее на сцене возрастает во много раз.
Вообще, метод создания хорошего произведения искусства, абсолютно не похож на лепку из пластилина или глины, когда исходного рабочего материала много и он добавляется автором в художественный объект по мере развития замысла, фантазии, масштаба или из каких-то иных соображений. Метод больше напоминает обработку плиты мрамора, из которой безжалостно вырубается все лишнее. И если что-то МОЖНО выкинуть без какого-либо ущерба, это обязательно НУЖНО выкинуть. Недосол - простят, пересол - никогда!
я,
тексты,
театр