Oct 29, 2012 14:57
Одной из важнейших функций высшей нервной деятельности всех живых организмов является память, а память в первую очередь связана с повторением. Повторение - в виде циклов и, вообще - цикличность явлений в природе - воспринимается как должное, потому что лежит в основе большинства естественных природных процессов - начиная с движения волн и капель дождя и заканчивая сменой времен года. Повторение чего-либо и запоминание - лежит в основе обучения, формирования рефлексов, инстинктов и привычек, и напрямую связано с удовлетворением естественных природных потребностей и получением удовольствия. Собачка помнит, что если она принесет вот эти две мягкие тряпичные плюшки, которые валяются под диваном, ей сначала почешут за ухом, а потом дадут что-то вкусное, потому что это уже повторялось два, четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать… раз. Получается, что память и повторение - вещи вполне естественные. Нечто на уровне инстинкта всех живых организмов.
Одной из причин появления свободного стиха, стало желание авторов избавиться от механистичности высказывания и невольного подражания и копирования, которые вызывают стандартные стихотворные метры, и возвращение к естественности речи - некая попытка избежать искусственной «книжности», вызываемой давлением огромного культурного багажа, накопленного предыдущими поколениями. Действительно, обладая некоторым опытом и знаниями законов стихосложения, можно совершенно спокойно, даже особо душевно не напрягаясь, набросать сколько угодно метрических куплетов, тем более, что память сама подсказывает давно прочитанные чужие строки. Но сложность этого способа обновления стиха, и основной его недостаток заключается в простейшей вещи - текст трудно запомнить. Он не остается в памяти читателя, и даже в памяти самих авторов, которые обычно читают свой текст «по бумажке». Стихотворение, написанное свободным стихом, запоминается читателем и слушателем по теме, на которую оно написано - «ну, вот это - про собачку!» - а если еще принять во внимание, что тему хорошего стихотворения, как правило, невозможно сформулировать одной фразой, то получается нечто наподобие пересказа - «про собачку, которая думала, что ее хозяин это бог, а потом оказалось, что он не главный, что у него тоже есть хозяин, который бог, и собачка для него важнее, чем ее хозяин, поэтому наоборот - собачка хозяин своего хозяина, а бог тут вообще ни при чем, потому что он тоже собачка… в общем - все умерли!»
Более того - текст свободного стихотворения, который невозможно легко и почти автоматически запомнить и повторить, и который изначально по замыслу своего создателя должен восприниматься как естественная и свободная речь, именно из-за этой своей невольной «привязанности» к листу бумаги, часто воспринимается как абсолютно искусственное произведение, а текст регулярного метрического стиха - который запоминается значительно легче, и часто совершенно независимо от желания читателя - благодаря своим метрическим, ритмическим, звуковым и рифмованным повторам, наоборот - воспринимается гораздо более естественно.
Ситуация получается парадоксальной - то, что вроде бы должно восприниматься как естественное, определенно воспринимается как искусственное, а то, что, казалось бы, должно восприниматься как искусственное - воспринимается как естественное.
Все вышесказанное совершенно не означает, что по моему скромному мнению верлибр изначально хуже регулярного стиха, и писать следует так, а вот этак писать не следует. Это просто некие мысли вслух, которые возможно лишний раз обратят внимание на вещи, казалось бы, очевидные, но о которых желательно иногда вспоминать и принимать во внимание.
тексты