Директор патриаршего совета по культуре воспринимает советские песни как сублимированные молитвы. Не все, правда:
"Когда-то, уже давно, я написал статью, которая, к сожалению, а может быть и к счастью, затерялась и которая называлась "Советская песня как сублимация молитвы". Смысл статьи в том, что в советское время, когда люди не умели, да и не разрешалось им молиться, песня стала в некотором смысле образом молитвы, посильной для богоборческих времён заменой, если хотите. Заменой, конечно, не сравнимой никоим образом с молитвой истинной, но всё же песня отвечала сокровенной в человеке потребности души, которая, как известно, "по природе христианка". Душа народа хотела молитвы. И вот на это неосознанное желание отвечала советская песня. А песни ведь были иногда удивительные - чистые, мудрые, искренние и, главное, талантливые, очень талантливые. Конечно, была и конъюнктура, и советский бред, но в целом уровень был не сравним с сегодняшним.
Как-то, едучи в машине, водитель ловил новости, и вдруг я услышал песню "Этот мир придуман не нами". Я тогда подумал: "Вот это что-то настоящее!" - и стал у знакомых интересоваться, что же это за человек, Леонид Дербенёв? Вскоре выяснилось главное: он искал Бога и нашел Его. И то, как он искал и как нашел, удивительно ясно отражено в его песнях. Сначала у него были талантливые и забавные "Остров невезения" и другие песни на музыку Зацепина к фильмам Гайдая. А потом он написал по-настоящему выдающуюся вещь "Призрачно всё в этом мире бушующем", потом "Этот мир...", потом "Всё пройдет...". И если в первой песне, наряду с глубокими размышлениями, которые говорили о том, что человек ищет Бога, были и слова "вечный покой сердце вряд ли обрадует", то из последующих вещей видно, как росло в нем христианское миропонимание.
Так вот, Леонид Дербенёв рассматривал в своих песнях вечные вопросы, совершенно вне контекста социалистического реализма. "А мир устроен так, что всё возможно в нем, но после ничего исправить нельзя", - это из той же песни Дербенёва "Этот мир...". Как просто и ясно! И честно. Последние слова в этой песне такие: "Один лишь способ есть нам справиться с судьбой, один лишь только путь в мелькании дней, пусть тучи разгонять нам трудно над землёй, но можем мы любить друг друга сильней". Представляете? Такое мог написать только тот, кто жизнью своей нашёл Христа.
>>>
http://www.patriarchia.ru/db/text/1121100.html