Я и Мы

Jan 14, 2010 19:25

    
Когда говорят, что вся человеческая история - это противостояние "я" и "мы", имеют в виду противостояние коллективизма и индивидуализма. Но необходимо учитывать такую парадоксальную деталь: "мы" олицетворяет индивидуализм, а "я" олицетворяет коллективизм, а не наоборот, как принято считать.

Очень сложно выделить среди людей две какие-либо другие группы, которые отличались бы столь существенно, как группа тех, кто считает, что все люди одинаковые, такие же, как я, и группа тех, кто допускает и признаёт, что все люди разные, не такие же, как я.

Первая группа порождает, в конечном итоге, коллективизм. По сути, это - приумножение эго, одного эго, которое мнит себя и свой образ жизни идеальным, или которое ищет в других людях, прежде всего, самоё себя и огорчается или ободряется в зависимости от того, насколько себя оно находит в других людях.

Дать этому эго волю - означает породить диктатора. С другой стороны, дать этому эго волю - означает обрести стиль. Если подумать над этими двумя сторонами одной дачи воли, можно понять и то, как работает тоталитаризм в обществе, и то, как родители выращивают собственных детей с тем, чтобы превратить рождённое в родившее, и то, как - ведь у всего есть своя сфера полезного применения - на пространстве столетий распространяются идеи, не важно - хорошие или плохие.

В этом смысле, коллективизм может олицетворять только "я" и понять коллективизм можно только посредством описания лидировавшего в том или ином воплощении коллективизма эго, рассматривания с как можно большего числа точек зрения лидировавшего эго, его установок и предпочтений.

Вторая группа порождает исключительно отчуждение.

Чтобы попытаться познать что-либо, необходимо отделить себя от объекта познания, познающего - от познаваемого. Только стоя в стороне от реальности, можно задаться вопросом о том, что такое реальность. Точно так же, лишь обнаружив, что люди неодинаковые, не такие, как я, и, развив ум настолько, чтобы допустить и признать, что это не недостаток людей, - можно понять людей, посредством чего прийти к уважению к людям, а значит, к возникновению некоего "мы", которое действительно будет "мы", а не эвфемизмом для описания одного идеального эго, эвфемизмом для описания подчинения многих эго одному эго, его порядку и намерениям.

Отчуждение для людей из второй группы должно быть самоценным. Именно отчуждение позволяет человеку заметить то, как его пытаются подчинить себе, заметить, как какое-то другое эго навязывает свой образ мыслей, свою нравственность, поселяет в человека свой голос совести подобно личинке, которая, вырастая, порабощает человека, в котором обитает. Отчуждение - это первый шаг человека к избавлению от внешнего эго, которое паразитирует на этом человеке, - например, эго государственной системы, эго одного из родителей, эго религиозной системы (бога).

Поэтому, когда говорят "мы", знайте, это говорит "я". А когда говорят "я", знайте, это говорит "мы".

Индивидуалист вынужден искать союзников - других индивидуалистов, чтобы защитить своё бытие, вот как формируется "мы" в качестве субъекта человеческой истории.

Коллективист же озабочен эго - своим или внешним - настолько, что обращает весь свой эгоизм лишь на стремление подчинять (конечно, не без обратной стороны - подчиняться), вот как формируется "я" в качестве субъекта человеческой истории.
     

Отдзэню-вас-в-лучшем-виде

Previous post Next post
Up